ГОРОД НА НЕВЕ
СЕГОДНЯ ШЛИССЕЛЬБУРГ ПРАЗДНУЕТ СВОЕ 300-ЛЕТИЕ
Хоть и выглядят областные юбилеи лишь слабым эхом петербургского, дело не в этом. Слишком различны стартовые условия у юбиляров, а также финансовые и прочие возможности. Каждый город - будь то мегаполис или поселок городского типа - сталкивается и с общими, и с уникальными, присущими только ему проблемами. Глава муниципального образования "Город Шлиссельбург" (Ленинградская область) Дмитрий Василенко, исходя из реальности, даже не пытался ставить перед городом невыполнимую задачу - восстановить все непременно к 300-летию. Чтобы действительно вернуть к полноценной жизни этот город, потребуется, наверное, не одна пятилетка. Однако начало уже положено, чему способствовала в том числе и кампания по подготовке к юбилею.
КАК ВСЕ ЗАПУЩЕНО
Сказать, что в Шлиссельбурге пока еще "не все здорово", значит не сказать ничего. Город как будто только что пережил войну. Но, несмотря на разрушения, в его исторической части чувствуется благородство и стиль петербургского предместья: такие дома, улицы и каналы есть и в Кронштадте, и Пушкине, и Петергофе. Может, это просто так совпало, золотая осень, но в Шлиссельбурге не оставляет ощущение уходящей натуры - слишком много подлинных осколков былой жизни и давно минувшего расцвета.
Если бы стояла задача сгустить краски или очернить все и вся, можно было бы сказать "убитый город", как риэлторы говорят: "убитая квартира". В одной газетной публикации недавнего времени даже проскочило выражение "город-банкрот". Проблемы, которые в 2001-2002 годах решала и в целом успешно решила к трехсотлетию Шлиссельбурга новая местная администрация, - это пока даже не задачи антикризисного управления. Тут больше подходит выражение "борьба за живучесть".
В некоторых домах несколько лет совсем не было отопления. В одном доме не работала канализация - "ходили" буквально "под себя", в подвал. Шлиссельбург был таким злополучным местом, что когда докладывали в область: "Затопили" - в смысле включили отопление, там думали, что в городе опять прорвало водопровод. Получив такое наследие и работая буквально в режиме команды МЧС, администрация города за последние полтора года исправила наиболее экстремальные ситуации.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Здесь, прямо в городе, пасутся коровы. Когда впервые стали стричь траву механической газонокосилкой, проживающая по соседству бабушка попыталась предъявить администрации претензии за потраву ее покоса... К 9 Мая порадовали ветеранов и детей - восстановили парк Победы, заложенный в 1946 году. Отстроена новая почта - для стороннего наблюдателя заурядное событие, но для местных жителей - совсем не рядовой факт. Началось восстановление полуразрушенного культурно-спортивного комплекса "Невский", уже наполнилась зеленой водой чаша детского бассейна, идет восстановление бассейна для взрослых.
Администрация Ленобласти всячески поддерживает городскую власть, в частности финансирует из областного бюджета развитие города. В этом смысле праздник - лишь благовидный предлог для того, чтобы выделить дополнительные средства. Ведь весь городской бюджет немногим больше 250 руб. в месяц в расчете на одного жителя. За счет областного бюджета отремонтирована музыкальная школа, идет ремонт Благовещенского собора и коммунальных сетей. Предъюбилейная кампания, связанная с 300-летием, - составная часть обширной программы возрождения. Строительная техника на улицах, не везде можно проехать, дома с очевидными следами ремонта - похоже на Петербург в миниатюре. Но меньше масштаб, значит, короче и сроки. Едва удалось полюбоваться на "типовую" статую царя Петра работы Марка (Мордехая) Антокольского, как через пару часов Петр уже укрыт строительными лесами и готов к реставрации. К вечеру появляется благоустроенная детская площадка, которой с утра еще не было и в помине.
"Дети у нас очень красивые", - бесстрашно перефразирует глава администрации Шлиссельбурга Дмитрий Василенко известный антисоветский анекдот. Мэр говорит без ложного пафоса, не позирует, не увиливает от вопросов, на которые у него нет ответа, ведет себя в городе очень по-хозяйски, и этим внушает доверие.
Ростом с Петра Великого и в возрасте Христа, глава города пришел во власть из "реальной экономики". Он был директором местной швейной фабрики, при нем фабрика решила все свои проблемы и вернула все долги, а через некоторое время после его перехода в администрацию вновь оказалась в плачевном состоянии.
Таких сравнительно крупных предприятий, которые могли бы обеспечить своими налоговыми отчислениями процветание Шлиссельбурга, в городе всего четыре, и первый из них - Невский судоремонтно-судостроительный завод. В прошлом его справедливо называли "градообразующим предприятием". Сейчас завод ни жив ни мертв. Одна из главных его проблем - отсутствие железнодорожного сообщения с Петербургом. Но мэр Шлиссельбурга считает, что другая и, вероятно, главная проблема и этого предприятия, и городской промышленности в целом - это нехватка эффективных управляющих.
Но вернемся к транспорту. Стоило сделать нормальную окружную автотрассу - и тут же в Шлиссельбурге выросли цены на недвижимость. Кстати, большая часть трудоспособного населения работает сейчас в Петербурге. Но дело тут даже не в нынешних жителях - их менее 14 тыс. человек, и чтобы занять всех, достаточно реанимировать несколько имеющихся предприятий. Другой вопрос - перспективы.
ОРЕХОВЫЙ ГОРОД
В средние века градообразующим фактором были не промышленные предприятия, а крепости. Место в истоке Невы, удобное во всех отношениях, было издавна заселено древним угро-финским народом, от которого произошли карелы и ижоры. Поселение вполне могло служить местом международной торговли, но пока здесь не столкнулись интересы шведов и русских, город не складывался, потому что местные жители не строили крепостей.
Впервые шведы высадили десант на Ореховый остров (по-шведски Нотехольм) в 1300 году, но были вынуждены отступить. А в следующем году лишились и своей крепости Ландскрона в низовьях Невы. Шла 30-летняя русско-шведская война за обладание территорией нынешней Ленобласти - война, которая началась с возведения шведами Выборга в 1293 году и закончилась тем, что в 1323 году новгородцы соорудили Ореховецкую крепость на одноименном острове. Мирный договор, заключенный как раз в новой крепости, установил границу по Карельскому перешейку (примерно по линии нынешней границы Выборгского и Приозерского районов Ленобласти) и гарантировал свободу торгового судоходства между Финским заливом и Ладогой.
Чтобы удержать за собой вновь присоединенные земли, на которые продолжали покушаться шведы, Новгородская Республика заключила союз с Великим княжеством Литовским. Сын правителя Литвы Гедимина стал удельным князем в Ореховце, причем в пределы княжества вошла практически вся подвластная Новгороду территория Карельского перешейка и Ижорской земли, а также города Ладога, Копорье и Корела. У стен крепости стали селиться купцы и ремесленники, далее быстро разраставшийся городской посад перебрался с острова и на берега Невы. В XV веке городок у Ореховецкой крепости стал деловым центром всего южного Приладожья. Развиваясь как торговый порт, Ореховец оставался также военной и морской базой.
Крепость успешно выдержала несколько осад, но сдалась шведам в Смутное время начала XVII века и была переименована в Нотебург. За 90 лет шведского владычества те отстроили новую столицу провинции - город Ниен в устье Невы на Охте, но и про Нотебург не забывали. В ходе начатой Россией Северной войны русские принудили гарнизон к капитуляции в результате сложной двухнедельной общевойсковой операции в октябре 1702 года, а крепость была переименована Петром Великим в Шлиссельбург. Именно юбилей этого события и отмечается как 300-летие города. (Подробнее об истории Шлиссельбурга см. "НВ" от 25 сентября 2002 года, статья "Ключ без права передачи".) Торговый город у истока Невы продолжал расти, особенно после прокладки Ладожского канала, соединившего Неву и Волхов и обеспечившего безопасное, не зависящее от стихии судоходство.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Итак, за последние 700 лет Шлиссельбург успел побывать и торговой, и политической столицей региона, но даже при наличии других столиц продолжал развиваться и расти. Основой процветания всегда было его портовое положение. Не надо быть экспертом и аналитиком, чтобы понять, что и сегодня возрождение Шлиссельбурга должно быть связано с развитием трех направлений. Это транспортная инфраструктура - грузовой и пассажирский порты. Это туристическая инфраструктура, включающая как туристические объекты, так размещение и питание. И наконец, это промышленное производство, способное существенно увеличить налогооблагаемую базу муниципального образования.
Скоро мы узнаем, стоило ли жалеть уходящую натуру и что идет ей на смену. В 2023-м можно отметить 700-летие Ореховецкого городка - одного из старейших на территории Ленобласти. И если у местной администрации все получится, то Шлиссельбург к тому времени будет уже совсем другим городом - деловым центром как минимум районного масштаба, гораздо больше похожим на самого себя и достойным своего замечательного прошлого.