ПОМОР, СОСЕД ХОББИТА
Всероссийская перепись населения, как и предполагалось, преподнесла немало сюрпризов и создала массу нестандартных ситуаций. Не стал в этом отношении исключением и Северо-Западный регион. Вместе с тем стоит отметить, что, по всей вероятности, организация самого процесса может быть вполне поставлена в пример прочим территориям России - каких-либо серьезных эксцессов, массовых отказов и срывов плана в регионе не наблюдалось.
Были несколько случаев в Коми, когда переписчиков покусали собаки, был случай с женщиной из Псковской области, которая ехала на велосипеде по темной дороге, упала и получила травмы. Переписчице выплатили страховку. Совершенно логично - бездорожье и темнота являются такими же рисками в трудном этом деле, как собаки и хулиганы. Недаром губернатор Новгородской области Прусак, проводя совещание по вопросам переписи, отдельное внимание уделил теме освещенности улиц. Следует отметить также, что задолго до начала общероссийского мероприятия в областных и республиканских центрах Северо-Запада были предприняты целые комплексы мер для того, чтобы переписчикам не приходилось плутать в лабиринтах улиц. Ведь не секрет, что и на свету нужный дом найти бывает трудно - номер или стерся, или скрылся под новой штукатуркой. Кроме того, существовало множество территорий, где, например, граничит город с сельским районом, и не понять, к чему относится дом или часть улицы. Чтобы разобраться, в Псковской, Новгородской областях были составлены подробные карты, проведена инвентаризация. Что касается нумерации домов - по интересному пути пошел Петрозаводск. Большие таблички с крупными буквами и цифрами - а под названием улицы и номером дома логотип и координаты фирмы, магазина, предприятия, разместившего таким образом свою рекламу с пользой для горожан.
А уж если говорить о сюрпризах... Как известно, в России уже есть скифы, эльфы, хоббиты по национальности. В Свердловской области многие просят записать себя уральцами, в Петербурге есть люди, идентифицирующие себя как "петербуржцы". Люди имеют на это полное право. Так и в Архангельской области тысячи людей обозначили свою национальность - "поморы". И пример жителям родины Ломоносова подали не кто-нибудь, а представители областного истеблишмента, включая руководство областного правительства. Это дало возможность некоторым комментаторам говорить о возможности создания на севере страны отдельной Поморской области, куда может войти часть территорий и Мурманской области, где тоже живут поморы.
Стоит заметить, что руководители северо-западных субъектов Федерации - и Владимир Торлопов (Коми), и Анатолий Ефремов (Архангельская область), и Михаил Прусак, и Валерий Сердюков, и Вячеслав Позгалев (Вологодская область) - "переписались" в числе первых. Но еще до этого началась досрочная перепись - в ряде районов тех же Архангельской и Мурманской областей, а также на острове Валаам. Это понятно: перепись нужно было провести до окончания навигации - есть места, куда добраться можно только водным путем.
Кстати, о Валааме. Находясь под непосредственной юрисдикцией Патриарха, тамошние монахи восприняли его призыв переписываться. Кроме того, на острове осталось мирское население, еще не уехавшее на материк. Оно тоже благосклонно отнеслось к переписчикам. Но кое-где на Псковщине и в Коми приходилось уговаривать монахов и послушников... Зато "сознательной" оказалась специфическая часть обитателей северо-западной территории, как, впрочем, и в целом по стране. В считанные дни и без возражений переписался контингент тюрем и исправительно-трудовых колоний, переписчиками были офицеры-надзиратели.
Вообще же отказы случались - в Новгородской области около ста семей, случалось такое и на Псковщине. А в Вологодской области зарегистрирован лишь один "отказник" - руководитель организации "Вологодского народного движения" Михаил Суров. Если мотив обычных жителей понятен - это проблемы, которые не хочет или не может решить власть, стремление любым образом привлечь внимание к своим бедам, то так же, пожалуй, понятен и мотив Сурова - привлечь внимание к себе и своей организации. Впрочем, как знать - может, у него тоже не топят или воды нет.
В Калининградской области сложилась интересная ситуация. Активность населения очень высока. И, по первичным прикидкам, результаты будут любопытные - если повсеместно по России фиксируется явное уменьшение населения, то в Калининградской области людей становится больше. Большинство калининградцев предпочитают приходить на переписные участки (то же самое и в Псковской области, причем количество участков пришлось увеличить по ходу дела - организаторы предполагали, что переписываться по телефону или идти на участок захотят люди лишь в отдельных случаях, но вышло иначе). В Калининграде предусмотрели тенденцию. Но столкнулись с новым явлением - некоторые люди, желая насолить родственникам, "из вредности" отказывались сообщать о них данные...
А вот в деревеньках Севера, куда переписчикам и добраться-то порой было трудно, их ждали самые теплые встречи. Одними из первых в Коми переписались 500 человек в поселке Широкая Речка. Они выставляли на столы самовары и домашнюю выпечку, потчевали тружеников статистики... Впереди - долгая темная и холодная зима, а этот визит стал впечатлением, которым можно будет делиться друг с другом долго-долго, захаживая друг к другу вечером на огонек...