Бесправные по собственному желанию

Система обязательного медицинского страхования предоставляет нам все возможности сиять белозубой плакатной улыбкой, демонстрируя отменное здоровье... Почему же мы сами от этого отказываемся?

На этой неделе справочная служба медико-социальной помощи "Здоровье города" (тел. 112-09-03) провела очередную горячую линию, посвященную на этот раз правам граждан, которые предоставлены им системой обязательного медицинского страхования (ОМС). Если выразиться проще, речь шла о наших с вами правах на получение бесплатной медицинской помощи в петербургских государственных поликлиниках, стационарах и других медучреждениях. В качестве эксперта в горячей линии принял участие заместитель генерального директора Городской страховой медицинской компании Павел Окунев. В течение часа телефон просто разрывался от звонков. Валерий Павлович, пенсионер: "Врачи моей поликлиники отказались сделать мне перевязку бесплатно, а травму я получил тяжелую". Юлия Ивановна, педагог: "Скажите, где можно найти информацию о бесплатных медицинских услугах? Моей коллеге требуется сделать компьютерную томографию головного мозга, а врачи требуют за эту услугу заплатить". Лидия Семеновна, инвалид второй группы: "Помогите, пожалуйста! Могу я где-нибудь бесплатно сделать операцию, чтобы вылечить катаракту? Пожалуйста, спасите хотя бы один глаз! У меня пенсия 763 рубля, оплатить операцию не смогу". Было задано еще множество других, не менее важных вопросов: "Моя дочь живет в одном районе, а поликлиника по месту прописки находится в другом районе. Дочь хочет лечиться в той поликлинике, которая находится по ее фактическому месту жительства, - так намного удобнее, чем ездить через полгорода. Но врачи сказали, что она прикреплена к другой поликлинике, значит, должна обращаться туда. Разве это справедливо?", "Я приехала в Петербург из Татарстана, у меня не питерский полис, могу ли я получить хоть какую-то медицинскую помощь бесплатно?", "Мне не нравится мой участковый врач, поэтому я до сих пор не встала на учет по беременности. В другой консультации меня, наверное, не примут. Что делать?" По окончании горячей линии ее организаторы-медики в который раз пришли к печальному выводу. По-прежнему причина большинства проблем, с которыми сталкивается пациент, обратившийся в медицинское учреждение системы ОМС, - это собственные неинформированность, правовая неграмотность и неспособность (или нежелание) отстаивать свои интересы. И если читатели "НВ", ознакомившись с вышеперечисленными вопросами, самостоятельно не смогли найти на них ответы, засомневались в том, как бы поступили на месте участников горячей линии, - значит, правовой ликбез им тоже не помешает. КТО ПЛАТИТ ЗА БЕСПЛАТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ Для начала выясним, что же такое представляет собой "бесплатная" медицинская помощь. На самом деле ничего бесплатного нет и быть не может, в том числе и медицинских услуг. Кто-то все равно должен оплачивать то, что мы, пациенты, получаем без ущерба для нашего кошелька. Этот "кто-то" - государство, а также наши работодатели - проще говоря, организации, где мы работаем, которые и являются нашими страхователями. Они выделяют средства, которые поступают в страховые фонды. В качестве свидетельства того, что договор о нашем страховании заключен, мы получаем полис. При обязательном медицинском страховании, даже если у гражданина на руках нет полиса, он все равно застрахован. Застрахованы все - вплоть до лиц без определенного места жительства (бомжей). Либо вас застраховала та организация, где вы работаете, либо местная администрация. Тот, кого не застраховал его работодатель, автоматически становится застрахованным в страховой компании по месту постоянной регистрации. Соответственно, все имеют право на медицинскую помощь, которую обязаны оказывать даже в том случае, если у человека нет с собой полиса. Каждый год в Петербурге утверждается новая территориальная программа обязательного медицинского страхования, в которой перечислены те услуги, которые застрахованные имеют право получать бесплатно. Причем этот перечень год от года расширяется: к примеру, в последнее время в него были включены услуги стоматолога, дерматолога и лечение инфекционных заболеваний. По действующим в Санкт-Петербурге правилам текст этого документа должен быть размещен в общедоступном месте каждого медицинского учреждения с тем, чтобы любой пациент мог с ним ознакомиться. На деле, сами понимаете, так бывает не всегда. Да что говорить, сама организация нашего медицинского страхования пока далека от совершенства. "Если классическая схема ОМС, которая существует на Западе, предполагает то, что страховой договор заключается между работодателем и работником при посредничестве государства, причем как работодатель, так и гражданин вносят в страховой фонд свои деньги, то у нас за работающих платит предприятие, а за неработающих - государство, - объясняет начальник Управления организации защиты прав застрахованных граждан Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга Михаил Семенов. - И сегодня на государственном уровне предлагается идти и дальше по такому же пути, хотя подобная система порочна. Во-первых, страховые компании практически бесправны перед лицом государства: подать в суд на государство, если оно не выполняет свои обязательства по уплате страховых взносов, теоретически можно, практически - нет. Во-вторых, именно в этой российской схеме ОМС кроется одна из причин правовой безграмотности наших граждан. Как они будут защищать свои права, если даже не подозревают об их существовании, не знают содержания договора, по которому застрахованы, - того самого договора страхования, который обеспечивает соблюдение их прав? Деньги за страхование они не платят, договор за них подписали работодатели или местные власти. По действующему законодательству в договоре ОМС гражданин - "третье лицо". КАК СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ Между тем механизмы защиты прав застрахованных пациентов существуют. Итак, проследим путь человека, который недоволен отношением к нему врачей и медицинской помощью, оказанной ему в поликлинике или больнице, считает, что его права нарушены, и хочет добиться своевременного полноценного обследования и лечения. Шаг первый. Поднимитесь этажом выше и обсудите возникшие вопросы с ответственным лицом (это может быть заведующий отделением, заместитель главного врача по лечебной работе или сам главный врач). Опыт показывает, что на этом этапе можно достаточно безболезненно разрешить большинство проблем. "К сожалению, в нашем обществе чрезвычайно распространено представление о том, что, если вы не согласитесь с врачом, выкажете свое неудовольствие или сомнения в назначенном обследовании или лечении, он затаит на вас обиду и будет хуже лечить, - говорит Геннадий Лопатенков, ведущий специалист отдела комплексного анализа медицинской помощи управления. - На деле все иначе: врачи внимательнее относятся к тем пациентам, которые ценят свое здоровье и стараются предпринять все возможное для его восстановления. А сделать это можно, используя свои права. Пользуется человек всеми правами - получает максимально качественную помощь, не пользуется - получает то, "что осталось". Шаг второй. Возьмите свой полис обязательного медицинского страхования и позвоните по указанному там телефону в страховую компанию. Вас обязательно выслушает специалист, даст рекомендации, разберется с вашими "обидчиками" и при необходимости организует проведение независимой медицинской экспертизы. Главное, не забывайте о том, что эффект анонимного звонка минимален. Опыт показывает, что лучше всего страховая компания реагирует на обращение пациента в том случае, если оно осуществлено в письменном виде. К сожалению, статистика говорит о том, что пока петербуржцы предпочитают жаловаться специалистам страховых компаний по телефону, а излагать свои претензии на бумаге почему-то боятся. К примеру, из более чем 40 000 обращений, поступивших в Городскую страховую медицинскую компанию за первое полугодие 2002 года, только 56 - письменные заявления. Шаг третий. Если вы не удовлетворены информацией, полученной в вашей страховой компании, смело обращайтесь в Управление организации защиты прав застрахованных граждан Территориального фонда обязательного медицинского страхования (тел. 103-73-01). Оно создано как раз для того, чтобы помогать горожанам и гостям города, временно проживающим на территории Петербурга, в случаях, когда у них возникают проблемы с получением медицинской помощи. По словам начальника отдела по работе с гражданами управления Веры Минак, чаще всего поступают вопросы относительно доступности медицинской помощи для иногородних. Несмотря на то что по закону медицинское учреждение обязано принимать полис, выданный в любом субъекте РФ, нередко иногородним гражданам отказывают в медпомощи только потому, что документы у них не питерские. Обращаются за консультацией и в связи с проблемами выбора медицинского учреждения (например, если человек зарегистрирован в одном районе, а ему удобнее пользоваться услугами поликлиники в другом). Между тем он может решить эту проблему, просто обратившись с заявлением в свою страховую компанию. В прошлом году Городская страхования медицинская компания провела анкетирование пациентов районных поликлиник и женских консультаций, а также посетителей пунктов выдачи полисов ГСМК. Всего было опрошено 2462 человека. Выяснилось, что только около половины граждан не испытывают трудности при посещении участкового врача, лишь 40% - при посещении врача-специалиста. 17% респондентов сталкиваются с различными проблемами при прохождении инструментальных и лабораторных методов исследования. Каждый третий пациент поликлиники пользовался платными медицинскими услугами (в том числе и вынужденно). 90% случаев незаконного взимания денег связано с большими очередями в поликлиниках. "Чаще всего вы вынуждены платить за то, чтобы быстрее попасть к тому или иному специалисту. Однако, отдавая деньги, стоит учитывать, что в абсолютном большинстве случаев обследовать и лечить вас будут на том же оборудовании, теми же препаратами те же самые специалисты, которые работают с пациентами, получающими помощь бесплатно. А ведь в системе ОМС работают все диагностические центры и высококлассные клиники, просто пациенты не умеют пользоваться своим правом на получение помощи в бесплатном (страховом) порядке", - отмечает Геннадий Лопатенков. ДЕНЕЖКИ "ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ" В чрезвычайно полезной книге "Человек и здравоохранение: правила игры" упоминаются девять мифов, которые живут в умах наших граждан с советских времен. Один из них о том, что терпеть и страдать - это якобы неизбежный удел пациента. Само слово "пациент" в переводе означает "терпеливый". Это, однако, не означает, что человек должен терпеливо мириться с нарушением своих прав. К сожалению, очень многие врачи и пациенты до сих пор не умеют и не учатся действовать в правовом государстве. Должно пройти время, прежде чем сформируется профессиональная культура медработников, а пациенты поймут, что "игра по правилам" всегда обеспечивает им своевременную и качественную медицинскую помощь. Моя подруга Ольга рассказала удивительную историю. Почувствовав себя плохо, она обратилась к участковому врачу, и та назначила Оле анализы. Результаты оказались хорошими - ничего страшного не обнаружилось. Оля было обрадовалась, но врач на следующем приеме изрек нечто странное: "Знаете, вы лучше сделайте эти анализы еще раз - платно. Тогда результаты будут точнее. Сами понимаете, зарплата у сотрудников лаборатории маленькая, поэтому иногда они халтурят. Поступайте, конечно, как хотите, но в ваших же интересах узнать точную информацию о своем здоровье". Получается, тех, кто платит, лечат лучше? Или же если ВЫ заплатите, то у ВАС с гарантией что-нибудь найдут? Короче говоря, это походило на чистой воды шантаж. Выслушав жалобы Ольги на то, как несправедливо с ней обошлись, я ее упрекнула: мол, сама виновата. Вместо того чтобы бежать домой за деньгами, нужно было отстаивать свои права, требовать объяснений, почему платные анализы лучше бесплатных, пойти, если нужно, к главврачу. И была полностью уверена в том, что я на ее месте поставила бы всю поликлинику "на уши", но себя в обиду не дала. Думала так до тех пор, пока сама не оказалась в подобной ситуации. И точно так же, как покорная бессловесная овечка, поплелась к окошечку кассы, чтобы отдать свои денежки "за достоверность". Естественно, не получив ни чека, ни приходного ордера, а о положенном в таких случаях договоре на оказание платной услуги вообще речи не шло. Еще мне почему-то стало жутко стыдно только от того, что я представила себе, как иду жаловаться заведующей или хотя бы просто прошу у врача объяснений. Для таких, как я, лучшим лекарством от сомнений по поводу того, стоит ли защищать свои права, послужат слова Михаила Семенова: "Права вам предоставлены законом для того, чтобы вы ими пользовались. Если же ими не воспользуетесь вы сами, это непременно сделает за вас кто-нибудь другой, но уже в своих интересах".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.