ОСЕННИЙ БУКЕТ "БАЛТИЙСКОГО ДОМА"
В минувший понедельник завершилось самое значительное событие театрального сезона - XII международный фестиваль "Балтийский дом". К хорошему привыкаешь быстро. Мы теперь уже не мыслим осень, и вообще течение нашей художественной жизни, без этого форума. Может быть, и можно бросить администрации "Балтдома" какие-то упреки в организационных несовершенствах, но противников этого фестиваля в принципе уже не осталось. И невозможно не заметить, что год от года качественный уровень фестиваля растет.
Тема нынешнего - "Другой театр?" со знаком вопроса да еще с острым перцем в виде символа обещала ядреное авангардное зрелище: новые технологии, мультимедийные фокусы, режиссерские ребусы, изощренные издевательства над здравым смыслом. Но ничего такого не произошло. И авангардисты, и классицисты остались довольны. Было много театра хорошего и разного - от традиционно эпатажного, вопросительно-восклицательного "Отелло?!" Андрея Жолдака Тобилевича до классически ясной и в то же время остро современной "Дамы с собачкой" Камы Гинкаса. А между ними - все, что угодно: экспериментально-тягучая "Бесприданница" Анатолия Праудина, мейерхольдообразный "Ревизор" Валерия Фокина, модернистско-жутковатое "Тропическое безумие" Гжегожа Яжины, натуралистичный "Оркестр" Льва Эренбурга, безмолвная, но очаровательная "Глухая тишина" голландцев Риа Маркса и Тиля Гроенестега, злободневный и резкий "Пластилин" Кирилла Серебренникова и финальный аккорд фестиваля - еще один совершенно неожиданный, гомерически смешной, острогротесковый "Ревизор" Нового Рижского театра в постановке А. Херманиса. Эти спектакли можно принимать с восторгом, а можно с такой же энергией отрицать и негодовать. Одного нельзя - сказать почти обо всех нынешних участниках, что они тусклы и малоталантливы.
К этому еще прибавьте семинары по современной драматургии, читки современных пьес молодыми актерами, ежедневные непримиримые дискуссионные схватки на обсуждениях спектаклей, явление живого классика - выдающегося польского драматурга Славомира Мрожека, который вообще впервые приехал в Россию и именно на фестиваль "Балтийский дом", итальянская, голландская, польская, норвежская, румынская речь, звучавшая за кулисами и на сцене - и вот вам пышный осенний букет нынешнего театрального парада. Сегодня мы предоставляем слово критику Евгению Соколинскому, который поподробней рассмотрит составляющие этого букета.