ЖЕЛЕЗНЫЕ ПРАВИЛА В ИГРЕ С "ЖЕЛЕЗНЫМ ДРУГОМ"

В эти дни в Бахрейне проходит матч из восьми партий между чемпионом мира по версии Brain Games Владимиром Крамником и сильнейшей на сегодня шахматной программой Deep Fritz. Призовой фонд - миллион долларов. После семи партий счет равный - 3,5:3,5. Компьютер и Человек одержали по две победы, трижды была зафиксирована ничья.

В первой партии был разыгран фирменный вариант Владимира Крамника - "Берлинская стена", с успехом примененный им в лондонском матче 2000 года против Гарри Каспарова. Из дебюта партия сразу перешла в эндшпиль, где на 28-м ходу соперники согласились на ничью. Тремя ходами раньше компьютер разменял чернопольных слонов, допустив серьезную позиционную ошибку. Оставь Fritz слона на месте, двинув к месту событий короля (25.Kg2!), и партия, скорее всего, закончилась бы победой компьютера. А так человек нашел в игре машины слабое звено и - ничья. Во второй партии Владимир поменял ферзей еще на седьмом ходу... В. КРАМНИК (2807) - DEEP FRITZ [D27] 1.d4 d5 2.c4 dxc4 3.Nf3 Nf6 4.e3 e6 5.Bxc4 c5 6.0-0 a6 7.dxc5 Qxd1 8.Rxd1 Bxc5 9.Kf1N Новинка. В партии Крамник-Ананд, Майнц, 2001 последовало 9.Be2 Nc6 10.Nbd2 0-0 11.b3 Rd8 12.Bb2 Bd7 13.Nc4 Be8 14.Nfe5 Rxd1+15.Rxd1 Rd8 16.Rxd8 Nxd8 17.Bf3 Be7 18.Nb6 Bc5 19.Bd4 Bxd4 20.exd4 с небольшим перевесом в окончании. 9...b5 10.Be2 Bb7 11.Nbd2 Nbd7 12.Nb3 Bf8 13.a4 b4 14.Nfd2 Bd5 15.f3 Bd6 16.g3 e5 17.e4 Be6 18.Nc4 Bc7 19.Be3 a5 20.Nc5 Nxc5 (В случае 20...0-0 21.Nxe6 fxe6 у черных стратегические проблемы.) 21.Bxc5 Nd7 22.Nd6+ Kf8 23.Bf2 Bxd6 24.Rxd6 Ke7 25.Rad1 Rhc8 26.Bb5 Nc5! 27.Bc6 Bc4+ 28.Ke1 Nd3+ 29.R1xd3 Bxd3 30.Bc5 Bc4 31.Rd4+! Kf6 32.Rxc4 Rxc6 33.Be7+ Kxe7 34.Rxc6 (У белых перевес за счет активной ладьи и слабости пешки a5.) 34...Kd7 35.Rc5 f6 36.Kd2 Kd6 37.Rd5+ Kc6 38.Kd3 g6 39.Kc4 g5 40.h3 h6 41.h4! (С идеей задвинуть пешку до h5. Если 41.g4 Ra7 42.Rd8 Rc7! то черные держаться.) 41...gxh4 42.gxh4 Ra7 43.h5 Ra8 44.Rc5+ Kb6 45.Rb5+ Kc6 46.Rd5! (Передавая очередь хода черным.) 46...Kc7 (Делать нечего, приходится отступать.) 47.Kb5 b3 (Агония. Положение черных проиграно.) 48.Rd3 Ra7 49.Rxb3 Rb7+ 50.Kc4 Ra7 51.Rb5 Ra8 52.Kd5 Ra6 53.Rc5+ Kd7 54.b3 Rd6+ 55.Kc4 Rd4+ 56.Kc3 Rd1 57.Rd5+ 1-0 В третий партии, играя черными, Владимир применил ту же стратегию и разменял ферзей на девятом ходу, позволив себе даже ухудшить пешечную структуру. Шахматные комментаторы оценили эндшпиль как лучший у белых. Через 19 ходов человек имел лишнюю пешку, еще через 23 Deep Fritz был повержен. В чем причина неудач компьютера в эндшпиле? Ответ кроется в различии мышления человека и машины. Первый прежде всего строит планы и мыслит стратегически, компьютер только считает варианты. Если бы соперником Крамника был человек, он, наверное, лишился бы сна в поисках метода и средств, как переломить столь неудачно складывающийся матч. Но компьютеру не ведомы эмоции и переживания. В четвертой партии белые фигуры были у Крамника. Снова эндшпиль, и опять человек переиграл машину. 26-й ход - и в "ладейнике" у человека лишняя пешка. Тут бы и добить, сломить сопротивление соперника, но... эндшпиль получился "счетным". Чуть-чуть Владимир недосмотрел, и все - компьютер "улизнул" на ничью. В пятой партии Deep Fritz "решил" ферзей не менять. DEEP FRITZ - В. КРАМНИК (2807) [D57] 1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nf3 d5 4.Nc3 Be7 5.Bg5 h6 6.Bh4 0-0 7.e3 Ne4 (Система Ласкера.) 8.Bxe7 Qxe7 9.cxd5 Nxc3 10.bxc3 exd5 11.Qb3 Rd8 12.c4 dxc4 13.Bxc4 Nc6 14.Be2 b6 15.0-0 Bb7 16.Rfc1 Rac8 17.Qa4 Na5 18.Rc3 c5 19.Rac1 cxd4 20.Nxd4 Rxc3 21.Rxc3 Rc8 22.Rxc8+ Bxc8 23.h3 g6 24.Bf3 Bd7 25.Qc2 Qc5 26.Qe4 Qc1+ 27.Kh2 Qc7+ 28.g3 Nc4 29.Be2 Ne5 30.Bb5 Bxb5 31.Nxb5 Qc5 32.Nxa7 Qa5 33.Kg2 Qxa2 После 33...Qxa7 34.Qxe5 Qxa2 35.Qb8+ получается ферзевый эндшпиль с лишней пешкой у белых. 34.Nc8! Qc4?? Грубейший зевок. 35.Ne7+ и после взятия на e5 у белых остается лишняя фигура. 1-0 Вот тут выявилось еще одно отличие человека от машины: компьютер "зевать" не умеет! Человек может ошибиться, просчитаться - ответных поблажек от "железного друга" ждать не приходится. В шестой партии Крамник пожертвовал компьютеру фигуру за атаку. Четкого выигрыша Владимир не видел, он сыграл так, как будто играет с себе подобным. Машине, однако, чужды страхи, она играет конкретно. Лишняя фигура есть, значит, лучше. Поменяла другие фигуры, осталось на одну больше. В среде шахматистов, постоянно играющих с шахматными программами, бытует мнение, что компьютеру можно жертвовать материал, только если видишь прямой выигрыш. Иначе - отобьется и перевес реализует. Своим поражением Владимир только подтвердил это правило. Седьмая партия завершилась вничью. И теперь судьба матча решится в последней партии, в которой человек будет играть белыми фигурами.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.