АВТОБУС И ТРОЛЛЕЙБУС ВЪЕЗЖАЮТ В ИСТОРИЮ
21 октября 1936 года в нашем городе была открыта первая троллейбусная трасса - от площади Труда до Красной площади (так в то время называлась площадь Александра Невского)
Желающие впервые проехать на новом виде городского транспорта выстроились в длиннющую очередь на площади Труда. "Пассажиры заполняют изящный, вместительный новенький троллейбус, - сообщала "Ленинградская правда". - Все восхищаются комфортабельным оборудованием вагона, его удобными, мягкими сиденьями. Легко, плавно, без тряски отправляется троллейбус в первый "коммерческий" рейс. У каждой остановки его с нетерпением ждут новые группы пассажиров".
В первый день на трассе работали четыре машины, которые перевезли в оба конца около восьми тысяч человек. Через несколько дней ходило уже шесть троллейбусов. Все они, выпущенные Ярославским заводом, были окрашены в голубой цвет. Кондукторы были одеты в специальные форменные костюмы. За проезд по всему маршруту они взимали плату в 40 копеек, а за промежуточные расстояния - 20 копеек.
"С развитием троллейбусного движения в Ленинграде и расширением автобусного движения мы сумеем поставить вопрос о снятии с отдельных улиц трамваев", - заявил уже на следующий день после пуска первого троллейбуса начальник трамвайно-троллейбусного управления Ленсовета. Кроме того, он пообещал, что уже в ближайшие годы троллейбус пойдет не только в пределах города - в ЦПКО, к Мясокомбинату, но и в ближние пригороды - в село Александровское, Детское (бывшее Царское) Село, а также в Петергоф и Колпино. И хотя в 1940 году по ленинградским улицам курсировало уже много троллейбусов, таким грандиозным планам не суждено было осуществиться - помешала война...
Еще недавно считалось, что ни одного довоенного ленинградского троллейбуса не сохранилось - они либо погибли в блокаду, либо оказались на свалке. И лишь совсем случайно на дачном участке под Зеленогорском был найден самый старый троллейбус в России марки ЯТБ-1. Сейчас он реставрируется, а потом займет достойное место среди экспонатов Музея городского транспорта, который создается по инициативе энтузиастов при ГУП "Горэлектротранс".
А девяносто пять лет назад, 17 октября 1907 года, по улицам Петербурга прошел первый пробный рейс единственного в то время в столице автобуса - его называли тогда "моторным омнибусом".
Совершили его члены петербургского "Товарищества автомобильнога сообщения" под руководством инженера-технолога Иванова. Для пробного рейса был выбран Невский проспект - "как самое трудное для моторного сообщения место". Но автобус успешно выдержал экзамен: весь Невский, от Знаменской площади до Александровского сада, он проехал всего за девять минут (!), при этом, как отмечали столичные репортеры, обогнал пять вагонов конки.
По отзывам прессы, "омнибус хорошо лавировал, обгоняя конки и извозчиков, сворачивая для ломовиков". Не обошлось и без "комического инцидента": легковой извозчик, который вез какую-то почтенную старушку, попал поперек дороги, оторопел и растерялся. Пассажирка не на шутку заволновалась, но омнибус моментально замедлил ход, извозчик "оправился", и старушка, погрозив омнибусу пальцем, благополучно поехала дальше.
От Александровского сада моторный омнибус свернул на Вознесенский проспект и за 17 минут добрался до Балтийского вокзала. Через некоторое время по этой трассе - от Николаевского до Балтийского вокзала - был устроен регулярный автобусный маршрут.
Перед революцией в городе работало в разные годы от 8 до 14 автобусов - открытых и закрытых, одноэтажных и двухэтажных. Однако моторы были маломощными, их не хватало даже для некрутых питерских подъемов: бывало, что переполненный автобус не мог взобраться на мост, и тогда пассажиры выходили из него и снова усаживались за мостом. Городские власти к "моторному омнибусу" отнеслись с осторожностью, ограничив скорость его движения до 15 верст в час.