ЛУЧ СВЕТА В ТЕАТРАЛЬНОМ ЦАРСТВЕ
Кого высветил "Золотой софит" 2002 года
В понедельник вечером в недавно отреставрированном, раззолоченном, еще не успевшем пропитаться восторгами и разочарованиями публики Театре музыкальной комедии в восьмой раз состоялась церемония вручения высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит".
Звучит весьма официально, и открывавший церемонию народный артист России, председатель петербургского отделения Союза театральных деятелей Николай Буров вроде бы старался своим раскатистым баритоном придать открытию высокоторжественный характер. Но его выдавали насмешливые глаза, улыбка и интонация, снижавшие пафос и напоминавшие присутствовавшим - коллегам, деятелям культурного фронта, представителям СМИ, - что премия все-таки театральная, а стало быть, празднично-карнавальная и несколько одомашненная, корпоративная, семейная. Легкую церемониальную пародийность почувствовал и губернатор Владимир Яковлев, который кратко приветствовал открытие "Золотого софита", несколько раз повторив, что делает это с большим удовольствием. Никаких сомнений в искренности городского головы не могло быть, поскольку на его лице сияла неподдельная благодушная улыбка.
Торжественное шествие по залу всех номинантов вновь вроде бы вернуло церемонию в официальное русло, но не надолго. Поскольку буквально слетевшие из-под колосников на грешную сцену пара золотых ангелов - один со шпиля Петропавловской крепости (Борис Смолкин), другой с Александрийского столпа (Евгений Тиличеев) - окончательно убили весь официоз и пафос процедуры, которую им надлежало вести. С этого момента только присутствие на сцене сменявших друг друга звезд первой величины, разрезавших конверты и оглашавших решение высокого жюри, хоть как-то поддерживало серьезность и эпохальность происходящего. Судите сами, роль глашатаев "Золотого софита" исполняли Ульяна Лопаткина, Виктор Шендерович, Михаил Пиотровский, Людмила Семеняка, Александр Голутва, Георгий Тараторкин, Кирилл Лавров.
В первые годы существования "Софит" подвергался нешуточной критике. Ругали и церемонию - в основном за бесконечную продолжительность, тяжеловесность и накладки ритуала. И выбор лауреатов - за необъективность и пристрастность. Но с годами острота полемики стала явно спадать. К высшей театральной премии привыкли. Лауреат "Золотого софита" - стало звучать гордо. Что вполне объяснимо: подавляющее число номинантов, не говоря уже о лауреатах, высокоталантливые люди, большие труженики, любимцы публики. Пусть им, вечно творящим праздники для других, тоже изредка воздастся по труду и таланту.
В каждой ежегодной церемонии есть один особо трогательный момент, когда зал встает и долго аплодирует стоя. Это момент вручения специальных премий номинационного совета. В этот раз "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга" премии удостоились Алла Осипенко и Игорь Дмитриев. Надо было видеть, нет, не выход на сцену, а явление несравненной Аллы Евгеньевны, ее безукоризненную балетную походку, артистичность в каждом повороте головы... Надо было слышать сымпровизированный Игорем Борисовичем великолепный монолог-обращение к софиту, нет, не золотому, а простому театральному осветительному прибору, который ежедневно освещает артиста на сцене... И в этот момент еще раз возликовать, что в нашем городе есть такие изумительные артисты. А потом так же долго, стоя, аплодировать Нине Ольхиной, Владимиру Труханову и Всеволоду Кузнецову, получившим специальные призы "За верность театру".
С прошлого "Софита" к традиционным спецпризам и премиям прибавилась еще одна - премия имени Георгия Товстоногова. В прошлый раз ею был увенчан Петр Фоменко. Нынешний лауреат - Лев Додин. Объявление этого лауреата вызвало в зале, как говорили в былую эпоху, долгие несмолкающие аплодисменты, переходящие в овацию.
В традиционных номинациях лауреатами стали: "Лучшая женская роль" - Лика - Татьяна Щуко в спектакле "Московский хор" (Малый драматический театр - Театр Европы). "Лучшая мужская роль" - Барух Найлебен - Игорь Иванов в спектакле "Исчезновение" (Малый драматический театр - Театр Европы). "Лучшая роль второго плана" - Минская Людмила Сергеевна - Наталья Боровкова в спектакле "Учитель ритмики" (ТЮЗ). Лучшей дебютанткой стала Ксения Каталымова в роли Мары в спектакле "Доктор философии" (Театр Комедии). Лучшей работой режиссера признан спектакль Андрея Прикотенко "Эдип-царь" (театр "На Литейном"). Лучшим сценографом драматического театра за спектакль театра "Балтийский дом" "Три товарища" назван Александр Орлов. Лучший спектакль сезона 2001-2002 годов - "Московский хор", режиссер Игорь Коняев, руководитель постановки Лев Додин. Лучшая режиссерская работа в театре кукол - воссоздание спектакля 1936 года "Гулливер в стране лилипутов", осуществленная Николаем Боровковым в Театре марионеток имени Деммени. Лучшую кукольную роль министра Флимнапа исполнила Фаина Костина в том же спектакле. Лучшим дирижером в музыкальном театре объявлен Александр Титов за спектакль "Царь Демьян" в Мариинском театре. Он же, "Царь Демьян", в постановке Виктора Крамера назван лучшим музыкальным спектаклем. А лучшим балетом признан "Дон Жуан и Мольер" Бориса Эйфмана. За сценическое оформление этого балета Вячеслав Окунев удостоен лауреатства как лучший художник. Лучшая оперная роль - партия Бориса Годунова в одноименной опере на сцене Мариинского театра в исполнении Сергея Алексашкина. А в балете лучшую партию сезона исполнил Юрий Ананян - Дон Жуан в балете "Дон Жуан и Мольер".