ФЕСТИВАЛЬНЫЕ РАДОСТИ
Авторский вечер петербургского композитора Дмитрия Смирнова, состоявшийся в рамках фестиваля "Пять вечеров", имел успех необычайный. Очень редко современная академическая музыка находит у аудитории столь живой отклик.
Когда перечисляют имена нынешних композиторов, входящих в обойму лучших, самых известных, Смирнова редко упоминают, чаще забывают. Ему скоро 50 (и к этой дате приурочен был концерт), но он еще не удостоился официального признания - нет у него ни государственных премий, ни званий, ни орденов. Они, увы, не всегда достаются самым талантливым, порой - тем, кто побойчей. Дмитрий Валентинович же - из скромных скромнейший, из интеллигентных интеллигентнейший. Когда на протяжении многих лет выходил он на эстраду рядовым участником Камерного хора Николая Корнева, людям, не знавшим его, трудно было предположить, что это и есть кудесник, слагающий дивные звуковые узоры.
Свои творческие усилия он уже давно сосредоточил в области хоровой музыки. Талантом и стараниями многих авторов этот жанр нынче поднят на очень значительную высоту. Пожалуй, он сейчас опережает остальные жанры. Но у Смирнова достоинства современной российской, петербургской хоровой музыки представлены наиболее концентрированным образом.
В фестивальном вечере его опусы представляли три коллектива: популярный и мастеровитый Молодежный камерный хор Юлии Хуторецкой при участии известного драматического артиста Леонида Мозгового, женский хор Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова, недавно возглавленный Сергеем Екимовым, и способный преодолеть любые трудности композиторского письма камерный хор Бориса Абальяна Lege Artis. Проникновенно исполненные ими сочинения на стихи Блока, Ахматовой, Вознесенского, на традиционный текст латинской мессы дали повод задуматься о том, как глубоко и каждый раз неожиданно постигает Дмитрий Смирнов стихотворный язык, предлагая свое обобщенное толкование каждого из поэтов. При переводе поэзии на язык музыки иными композиторами случается, что мир стихотворца, становясь яснее, ближе, выглядит в то же время упрощеннее: в нем выделены какие-то одни признаки и игнорированы другие. Не то у Смирнова: каждый из его соавторов-поэтов оказывается поразительно многомерным в выражении чувств, в философическом осмыслении реального и ирреального миров.
В завершившем "Пять вечеров" гала-концерте выступило большинство участников фестиваля. Пианист Александр Сандлер, представивший в первом из вечеров свой консерваторский класс, на этот раз был превосходным солистом. С наилучшей стороны проявили себя Невский струнный квартет и хор Lege Artis. Слушателей развеселила "зоологическая фантазия" "Карнавал животных" Сен-Санса, в интерпретации которой к петербургским инструменталистам присоединились их французские коллеги. Но наибольшим оказался успех приехавшего на один этот вечер замечательного бельгийского певца Зегера Вендерстеена. Ему аккомпанировал Юрий Серов, художественный руководитель фестиваля. В их изумительно совершенном ансамбле песни Габриэля Форе прозвучали как заповедные признания из лирического дневника.