ТРЕБУЮТСЯ САНТЕХНИКИ. МУЖЧИН ПРОСИМ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ
Председателю Петербургского женского парламента Светлане Скорняковой позвонила женщина. Ей 36 лет, она медсестра, у нее двое детей. Муж бросил семью, и женщина на грани истерики от страха, что не сможет одна "вытянуть" сыновей. "Я ей сказала: на зарплату медсестры в 1700 рублей вы их не прокормите. Тут уже не до героизма. Идите на курсы слесаря, там можно будет до десяти тысяч заработать". Когда Скорнякова рассказывает эту историю на круглом столе, посвященном проблемам женщины на рынке труда, в зале поднимается недовольный гул...<br>Пока женщин не вдохновляет перспектива сделать карьеру высококлассного рабочего.
ВСЕ РАВНЫ, НО НЕКОТОРЫЕ РАВНЕЕ ДРУГИХ
"У безработицы женское лицо", - утверждают профсоюзные лидеры, ссылаясь на официальную статистику: 70 процентов зарегистрированных безработных - женщины. Однако реальный уровень безработицы в стране гораздо выше официально признанного - не 1,7 процента, а 7,5, говорит руководитель департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу Дмитрий Чернейко. И в целом среди россиян, не имеющих работы, женщин не больше 45 процентов. Но, вероятно, они более дисциплинированны и рациональны: послушно собирают все многочисленные бумаги, необходимые для регистрации и получения пособия в 500 рублей.
И все-таки можно сказать, что женщины сегодня находятся в более незавидном положении, чем мужчины. Во-первых, они составляют большинство работников бюджетной сферы (учителя, врачи, библиотекари), а именно здесь у нас зарплаты чуть ли не ниже прожиточного минимума. Во-вторых, многие работодатели, по замечанию профсоюзных лидеров, "не любят женщин из-за формальных льгот, положенных им по закону". Считается, что мужчина принесет фирме больше пользы, так как не уйдет в декретный отпуск, не будет сидеть на больничном с малышом, да и в целом семейные проблемы не так сильно отвлекают его от работы. Женские достоинства, такие как ответственность, способность к обучению и не столь сильная подверженность алкоголизму, видимо, не могут компенсировать их "недостатки". Считается, что вкладывать средства в развитие сотрудников-мужчин гораздо выгоднее и перспективнее. Согласно данным исследования "Женщины в условиях переходной экономики России", большинство директоров предпочитают направлять на переподготовку и повышение квалификации мужчин. В результате женщина, имевшая в начале карьеры равные с коллегами-мужчинами стартовые возможности, оказывается неконкурентоспособной в данном сегменте рынка труда.
В СОРОК ЛЕТ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
Теоретически у официальных безработных есть шанс не только найти вакансию по специальности, но и пройти переподготовку, получить новую профессию и продолжить трудовую деятельность в совершенно новом качестве. Но здесь возникают несколько весьма существенных проблем. Первая связана, как у нас водится, с недостатком финансирования. "Мы осознанно не предлагаем краткосрочные курсы и предпочитаем дать людям качественную подготовку. Но если в 1998 году мы смогли переподготовить 16 тысяч человек, то нынче у нас хватило средств только на три с половиной тысячи безработных", - говорит Дмитрий Чернейко. Значит, рассчитывать на то, что государство протянет вам щедрую руку помощи, если вы потеряете работу, не приходится.
Вторая проблема заключается в нас самих. Многие категорически не хотят менять специальность, потому что не могут простить государству и обществу пять лет, проведенные в вузе. И если уж из нас сделали педагога или инженера, то от высокого звания мы ни за что не откажемся. Причем любые предложения получить новую профессию поначалу вообще воспринимаются как оскорбление. Правда, справедливости ради надо отметить, что женщины ведут себя гораздо активнее и охотнее, чем мужчины, соглашаются пройти дополнительное обучение. Да и уровень притязаний, когда заходит речь о зарплате, у них ниже. Но все равно для того, чтобы убедить женщину, нередко требуются серьезные усилия психолога. Во-первых, для того чтобы определить, чем еще кроме первой специальности может заниматься клиентка, а во-вторых, чтобы объяснить ей, что учиться и начинать все с нуля в сорок лет не страшно и не стыдно.
Кстати, по поводу нашей специфической стыдливости. Служба занятости Ленинградской области открыла в районах так называемые магазины вакансий, учитывая при этом как раз женскую психологию: "В центр занятости она не пойдет, опасаясь, что ее соседка увидит, а так вроде бы идет по делам в районную администрацию и заодно заходит в комнату, где расположен магазин вакансий".
Я В САНТЕХНИКИ ПОЙДУ - ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
Впрочем, решимости поменять профессию и начать новую жизнь недостаточно. Сегодня женщины проходят в основном переподготовку по таким специальностям, как менеджер малого и среднего бизнеса, кассир-продавец, оператор ПВМ, секретарь-референт, официант-бармен. Кто-то осваивает такие ремесла, как вышивание бисером или плетение из бересты.
Нельзя сказать, что такие специалисты не нужны на рынке труда. Но и утверждать, что новая работа принесет приличный доход, тоже не приходится. Умение пользоваться компьютером сегодня трудно назвать самостоятельной профессией, а секретарь-референт без свободного английского вряд ли может рассчитывать на оклад выше 150 долларов. Да и предложение таких специалистов уже давно превысило спрос. "Нередко это переобучение "в никуда", - комментирует ситуацию доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, председатель Петербургского женского парламента Светлана Скорнякова.
Ситуация на первый взгляд парадоксальная, ведь число официально заявленных вакансий равно числу официально зарегистрированных безработных. Но беда в том, что большинство безработных - люди с высшим образованием, а подавляющее количество рабочих мест - в прямом смысле места для рабочих. Сегодня предприятиям требуются сварщики, слесари, токари, фрезеровщики. Платить за высокую квалификацию готовы весьма прилично: 500-600 долларов называют как стартовую цену за качественный труд.
Подходит ли такая работа женщине? "Фрезеровщик - это не обязательно грязный мужик в засаленной робе, - говорит Светлана Скорнякова. - Меняются технологии, меняются условия работы".Безусловно, необходимо, чтобы работодатели многое изменили на сегодняшнем производстве, чтобы условия соответствовали всем требованиям с точки зрения охраны труда (причем не только для женщин, но и для мужчин). Конечно, это тяжелый физический труд, но давайте не будем лукавить: разве труд санитарки, ухаживающей за лежачими больными, легче? А работа продавщицы, которой за день приходится перетаскать десятки ящиков с продуктами?
Мне кажется, не только работодатели, но и общество должно приветствовать женщин, решивших приобрести рабочие профессии. Большинство моих знакомых, переживших ужас ремонта своей квартиры, с содроганием вспоминают строителей. Но все, не сговариваясь, расхваливают женщин-маляров, занимавшихся отделочными работами, объясняя, что дамы были ответственные, порядочные и не пьющие. Имена, разумеется, называют разные, но в целом имидж работницы-женщины в таком мужском деле, как ремонт, оказывается гораздо выше.
"Вы мне скажите, почему я, педагог, должна собирать замки, чтобы купить себе колготки?!" - с возмущением спрашивала дама свою коллегу на круглом столе, посвященном проблемам женской безработицы. Светлана Скорнякова называет такое отношение к рабочим специальностям странным снобизмом. Действительно, не очень понятно, почему мы вообще так презираем рабочие специальности. Что неприличного в собирании замков? Разве честная работа может унизить человека?
Конечно, учителям и врачам нужно платить достойную зарплату. Но мы говорим об этом уже многие годы, и видимо, такой пафос не очень действует на нервы нашим властям. Конечно, хочется заниматься любимым делом, которому посвятил большую часть жизни. Ваше право. Просто вам следует знать, что у вас есть выбор - или жаловаться на жизнь, обращаясь к нашему не очень-то отзывчивому государству, или идти зарабатывать деньги.
Впрочем, не все наши соотечественницы страдают от собственных стереотипов. На Ижорском заводе совсем недавно в соревновании фрезеровщиков лучшим мастером была признана 25-летняя девушка. А я мечтаю, чтобы в нашем ЖЭКе начали работать женщины-сантехники. Представляете, приходит к вам сантехник - в чистом рабочем костюме, трезвая и интеллигентная? Как вы думаете, будет у таких работников проблема с клиентами?
ЕСЛИ ВЫ ПОКА НЕ ГОТОВЫ ВСТАТЬ К СТАНКУ
В связи с демографическим кризисом специалисты прогнозируют весьма высокий уровень безработицы в таких сферах, как образование и здравоохранение. Стране нужно будет гораздо меньше, чем сегодня, воспитателей, учителей, педиатров. Но зато вырастет спрос на социальных психологов, работников социальных служб, гериатров. Перспективной можно назвать и деятельность в области страхования, недвижимости, ценных бумаг. Сегодня эти сферы - мужские, хотя психологи утверждают, что у женщин больше возможностей для успеха в риэлторском, страховом бизнесе, так как они более коммуникабельны и умеют убеждать собеседника.
Словом, женщинам, даже не планирующим менять работу, стоит задуматься о получении еще одного образования. "Для этого нужно изменить менталитет нашей женщины, - комментирует Светлана Скорнякова. - Когда ей говорят, что нужно освоить дополнительную профессию, она начинает объяснять, что у нее и так много дел. Но если сейчас ей 35-40 лет и через пять лет она потеряет работу, то ее уже никто никуда не возьмет". Да и роскошь учиться, если у тебя уже нет источника дохода, может позволить себе далеко не каждая.
Так что не стоит воспринимать однажды полученное образование как пожизненный приговор. Во всем мире считается нормальным учиться всю жизнь. Во-первых, многие действительно регулярно меняют сферу деятельности. Во-вторых, новые технологии заставляют человека постоянно повышать свой образовательный и профессиональный уровень. Специалисты службы занятости считают бессмысленной борьбу с безработицей - ее нужно предупреждать. Но если раньше превентивными мерами занималось государство (прежде чем уволить человека, его переобучали), то сегодня каждый сам в ответе за себя.