ВВЕРХ НА ЛИФТЕ, ЛЕТЯЩЕМ ВНИЗ

Если верить толковому словарю, лифт - это "вертикально движущийся подъемник с кабиной для перемещения людей и/или грузов...". Если верить собственным глазам, лифт - это малоподвижный, часто застревающий и необычайно загаженный объект, для "перемещения" чего-либо или кого-либо абсолютно не приспособленный. Если не во всей России, то в Питере точно - наши лифты давно стали притчей во языцех: не лает, не кусает, не пускает и не выпускает...<br>На этой неделе о существовании лифтов вспомнили чиновники: питерский Госгортехнадзор в очередной раз сообщил о "катастрофической ситуации", а Смольный в очередной раз насторожился.

Питерское правительство активизирует работу по модернизации и реконструкции лифтового хозяйства города - вчера в Смольном был заслушан отчет об инвентаризации всех петербургских лифтов и разработке адресной программы, призванной раз и навсегда покончить с нынешним беспределом. Правда, для этого придется подождать. Всего ничего - до 2012 года. Ничего, подождем - привыкли. Благо не первый год живем в одном большом раскопе под названием Юбилей. Который сначала был "для людей", а потом внезапно превратился в одно грандиозное "потерпите". Еще немного, еще чуть-чуть: зачем - непонятно, но надо - без мостов, в километровых пробках, в куче мусора сидим и ждем чего-то. Неясно, чего именно, но чего-то хорошего - ничего не поделаешь, менталитет, с начала прошлого столетия "на часах" просидели. Оптимисты (все поголовно - застрянет лифт, а в нем веселье) - это когда все верят в лучшее ("Кнопка работает, нас слышат, лифтеры уже выехали"), а в худшее как-то не верится ("Нет, это не трос трещит, трос трещит по-другому, точно)... Не жизнь, а комикс - веселые картинки, от которых бросает в дрожь. Нет, ну наши дети, конечно, увидят светлое будущее - войдут в 45 тысяч новеньких кабинок (общее число лифтов в городе), и в тот же день в комитете по содержанию жилого фонда отчитаются о выполнении адресной программы по реконструкции, капитальному ремонту и модернизации лифтового хозяйства. Той самой, о которой председатель комитета Владимир Хренов рассказывал вчера. Оказывается, в течение двух последних лет о питерских лифтах заботились неправильно. Политика "латания дыр" привела к резкому ухудшению положения - мелкий, дежурный ремонт не сказывался на общей ситуации, кабинки продолжали ветшать, и в конце-концов проблема приобрела глобальный характер. Катастрофа - ее точные контуры на вчерашнем заседании не были очерчены, но кое-что "в народ" просочилось. На этот раз правда глаголила губернаторскими устами: Владимир Яковлев пожурил подчиненных за медлительность, предупредив, что "если завтра Госгортехнадзор остановит все городские лифты, то делать будет нечего". Это, безусловно, эмоции. Но вот факты: по признанию представителя ООО "ОТИС-Лифт", крупнейшей эксплуатирующей организации Петербурга, большинство питерских подъемников исчерпало свой технический ресурс - 25-летний срок службы прошел или близок к завершению. В принципе, в нормальных условиях лифтовые комплексы должны обновляться через каждые 20 лет. Четверть века - эксплуатационный максимум. После него кое-как (с постоянными авариями) протянуть можно еще лет 10. А дальше... Неприятное ощущение: над потолком древней лифтовой кабины натужно скрепит трос. Лебедка работает на соплях, и для того чтобы понять это, не нужно быть специалистом. Все понимают, но все катаются - кто не рискует, тот на 13-й пешком. Люди мы рисковые, сами не плошаем, а между делом целиком полагаемся на небеса: "Лишь бы не застрять, лишь бы двери открылись, лишь бы вровень с полом, лишь бы свет не погас, а если и погас, то только из-за перегоревшей лампочки..." Не всегда довозит, не всегда вытягивает - не хочется каркать, но неровен час и трос оборвется... Если, конечно, лифт не окажется в числе 800 "адресов", включенных в программу и предназначенных к реконструкции, модернизации и капитальному ремонту в следующем году. Антивандальная красота (металлопластик новых отисовских моделей и в воде не тонет и в огне, что намного актуальнее, не горит) обойдется городскому бюджету в 250 млн рублей. Все хорошо, да вот только одно смущает: 27000 (60 процентов от 45000) и 800 - цифры, мягко говоря, несопоставимые. Даже если "до 2012 года"... Лифты в домах, построенных в 60-70-е годы, давно выработали свой ресурс. Из-за физического и морального износа оборудования они уже не могут обеспечить достаточный уровень безопасности. Время от времени в нашем лифте дома № 20 по улице Ораниенбаумской барахлит какой-то механизм. Нажмешь кнопку вызова, он закряхтит, но с места не сдвинется. Жильцы подъезда (а большинство из них, кстати, люди преклонного возраста) привыкли к таким выкрутасам и давно уже не злятся на неисправность подъемной кабины. Бывали дни, когда лифт не работал по несколько часов. И ничего - приученные к спортивным упражнениям старушки бодро поднимаются на верхние этажи дома. Но вот этой зимой на каждой лестничной площадке чья-то заботливая рука расклеила объявления следующего содержания: "Внимание! В связи с выработкой ресурсов лифтов (эксплуатация 30 лет вместо 25) и изношенностью лифтового оборудования Гостехнадзор запретил с 20 февраля 2002 года перевоз грузов и ограничил проезд в лифте до трех человек. Лифт является долевой собственностью каждого из нас, а его замена стоит 800-900 тысяч рублей". Заменить лифт невозможно. Для покупки нового подъемника каждая семья в подъезде должна скинуться по 33 тысячи рублей. Поэтому жилищно-строительный кооператив рекомендует нашему подъезду лелеять и беречь лифт как зеницу ока. Не уверена, что это объявление встревожило наших соседей, во всяком случае, они продолжают пользоваться услугами подъемника. А лично у меня теперь каждый раз начинается дрожь, когда я вхожу в кабинку лифта и прислушиваюсь, не появился ли подозрительный скрип и скрежет... Кажется, что от старости может перетереться трос и он со всей высоты рухнет в шахту. - Может ли рухнуть лифт, выработавший пять лет назад свой ресурс? - поинтересовалась я у Нины Поздеевой, главного инспектора Гостехнадзора, представительницы организации, которая усомнилась в профпригодности нашего лифта. - Не бойтесь, не рухнет. А даже если оборвется трос, сработают "ловители". А вот при монтаже или других технических работах рабочие вполне могут уронить кабину. Самое большое, что грозит вашему лифту, - остановка. И если подъемник остановится, то его уже не поднять никакими силами. Потому что не найти деталей для старого оборудования, ведь лифты сегодня выпускаются с усовершенствованными микросхемами. Оказывается, Нина Михайловна "что-то слышала" о лифте в моем подъезде. Кажется, его собираются включить (или уже включили?) в адресную программу реконструкции. После ремонта из старых частей в лифте останется только шахта. По словам Поздеевой, за четыре года (1998-2001) по программе реконструкции и модернизации лифтов уже отремонтировано 404 лифта, что составляет 30% от ежегодной потребности в ремонте. От частностей - моего лифта - Нина Михайловна перешла к общим проблемам: - Думаете в нашем городе только лифты старые? Газопроводы находятся точно в таком же возрасте, что и подъемники. А вообще, думаю, на сегодняшний день "лифтовая проблема" в Петербурге одна из самых актуальных. Раньше, к сожалению, лифтами никто не занимался. А вот когда Гостехнадзор начал списывать по две тысячи лифтов в год - тогда зашевелились. Но увы, городу не хватает денег. И времени, чтобы старые лифты поменять на новые, все сразу и одновременно.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.