ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ: ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

Меня пригласили в суд в качестве присяжного заседателя, поставив три условия: быть не моложе 18 лет; не иметь юридического образования, и, главное - работать все дни, пока идет это судебное разбирательство (предполагалось, что оно пройдет в два дня), иначе нужно будет начинать слушание сначала. Вот так я сразу же почувствовала ответственность за то, что я делаю.

Эти слушания проходили в Санкт-Петербургском институте права имени принца П. Г. Ольденбургского, где проводилась школа для студентов-юристов 3-4-5-го курсов "Академия прав человека". Зарегистрировали свыше 40 присяжных заседателей, т. к. одновременно проходили три судебных слушания по одному и тому же делу. Таким образом, условия для работы были проверены. Нам кратко рассказали о том, что с 1 января 2003 года в России повсеместно вводятся суды присяжных, об истории российского суда присяжных начиная с судебной реформы 1864 года, о его ликвидации после революции и предстоящем введении его с 2003 года, о том, что есть уже регионы, где работают такие суды (9 регионов), о готовности Петербурга к этому важному событию, об изменении акцентов суда, когда вердикт выносят присяжные заседатели, что именно от нашего решения зависит жизнь человека, его дальнейшая судьба. Нам показали американский фильм "Двенадцать разгневанных мужчин", где в комнате присяжных шло обсуждение. Бушевали эмоции, страсти, но по закону США надо было вынести какое-либо единогласное решение. Вот мы увидели всплеск эмоций и как их надо было гасить, чтобы действовать в соответствии с логикой фактов. Нас разделили на три группы, назвали нашего судью. Им стала адвокат из Саратова Елена Левина. Она объяснила нам, чем отличается наше законодательство от американского, мы выбрали старшину, и теперь наше общение с судьей шло через старшину с помощью записок, если у нас появлялись вопросы по ходу процесса. Наши вопросы зачитывались судьей, если она считала, что они способствуют ходу процесса. Прозвучали слова: "Встать. Суд идет", пристав вошел в комнату присяжных, пригласил нас в зал. Все стоя встречали нас: значит, именно мы выносим вердикт и мы есть главная сила в суде. "Я клянусь!" - эти слова, произнесенные каждым из присяжных, превратили игру в настоящую жизнь! Был взят реальный инцидент из уголовной практики. Убит человек после распития алкогольных напитков и последующей ссоры. Есть труп, есть соучастники этого преступления, теперь они обвиняемые, есть свидетели, есть потерпевшая. Кто из них преступник? А может, оба? А может, кто-то еще? И вот начинается процесс, где от моего внимания, от моего восприятия фактов, их осмысления зависит все. Были подготовлены соответствующие документы, работали группы защиты, обвинения, готовили свои вопросы к обвиняемым, свидетелям, потерпевшей. Говорить надо четко, достаточно громко, чтобы слышали все, особенно присяжные заседатели. Надо было видеть, как судья по ходу слушания учила и сторону защиты, и сторону обвинения это делать, не прерывая процесс, не поправляя сама, а добиваясь правильной формулировки, не раздражаясь, не иронизируя, а по-деловому. "Ее честь" была на высоте. И мы видели, как час от часу вопросы сторон становились действенными, способствовали раскрытию фактов, помогая каждому присяжному вынести свой вердикт. У нас не было 12 разгневанных присяжных, вероятно, по той причине, что от нас не требовалось по закону единого мнения, никто никого не уговаривал, не склонял ни к тому, ни к другому мнению, каждый высказывал свое, обосновывая свой ответ. Мы вынесли оправдательный вердикт, и судья вынесла оправдательный приговор. Во время обсуждения игры, которое вела судья, обращались в основном к нам: - Почему вы пришли к выводу, что подсудимые невиновны? - Нам показалось, что были не отработаны факты со стороны обвинения, даже вещественные доказательства не до конца исследованы. - Была ли сторона защиты более убедительна? - Не всегда, и ее победа - скорее слабость стороны обвинения. - Что вам понравилось в процессе? - Его достоверность; наша причастность от начала до конца; образовательная направленность игры, наконец, осознание ответственности: ведь вместе с введением суда присяжных мораторий на смертную казнь прекратит действие.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.