НАСТОЯЩИЙ МАЧО ПОВАРЕШКИ НЕ БОИТСЯ
Старый советский анекдот. Разводится пара. Судья спрашивает мужа о причинах. "Как вы считаете, на 300 рублей в месяц прожить можно?" - отвечает тот вопросом на вопрос. "Можно", - подтверждает судья. "Вот и я не понимаю, чего она меня на работу гонит!"
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
Если анекдот старый, значит, проблема, кто кого в семье содержит, родилась не сегодня. И все-таки сейчас этот вопрос стоит острее, чем двадцать лет назад. Разумеется, и тогда жены пилили мужей за то, что "в доме нет денег, а Нинкин Серега опять заработал на халтуре, и теперь они покупают ковер". Но все-таки в стране не было безработицы, и даже самый никудышный муж приносил домой хоть какую-то "получку". К тому же в советские времена всем полагались регламентированные зарплаты, и возможности сверхдоходов практически не существовало (речь идет о законопослушных гражданах).
Сегодня все не так. Среди безработных россиян половина - абсолютно трудоспособные мужики. Сорок процентов женщин содержат семью. Среди них не только эффектные бизнес-вумен, создавшие фирмы или возглавляющие предприятия. Есть и хорошие, опытные специалисты, которым руководители готовы платить приличные деньги. А есть и те, кто устроился в несколько мест сразу и не пренебрегает ни одной возможностью подзаработать.
Все эти дамы могут принадлежать к разным социальным кругам, иметь разные потребности и разные финансовые возможности. Но их объединяют две вещи. Во-первых, они содержат семью - детей, мужа, родителей (нередко и его родителей тоже). А во-вторых, преуспевающие, или просто прилично зарабатывающие, или просто с утра до ночи вкалывающие женщины столкнулись с необходимостью ответить на весьма неожиданный вопрос: как теперь вести себя дома?
Незнакомых прежде проблем оказалось очень много. Во-первых, у такой женщины почти не осталось свободного времени на традиционно "женские" дела: уборку, готовку, проверку детских уроков. Во-вторых, у нее появляются новые знакомые, новый круг общения, новые интересы. В-третьих, муж попадает в экономическую зависимость от нее. Первое вызывает у мужей раздражение, второе - ревность, третье - комплексы, которые реализуются затем в злобной агрессии.
Сначала женщина стирает и варит борщи по ночам, пытаясь успеть абсолютно все. Потом накапливаются раздражение и усталость. А потом следуют скандалы один за другим. Ее бесит, что она должна кормить здорового амбала, который "приносит домой две тысячи рублей, а проедает не меньше десяти". Его злит, что она "пропадает неизвестно где и неизвестно с кем, а дома одни сосиски плюс маленький ребенок". При этом мужчина старается не замечать, что его жена изменилась. Она начинает себя уважать, коллеги и конкуренты ценят ее профессиональные успехи. Она привыкла к независимости и самостоятельности, но ему кажется, что все это ей следует оставлять за дверью собственной квартиры, где он - хозяин.
Женщина, как существо более вдумчивое, догадывается, что его истерики связаны с комплексами. Существует стереотип: мужчина - добытчик. И если он не соответствует подобному образу, то свою ущербность пытается компенсировать в отношениях с женой, самоутверждаясь за ее счет.
ОТКУДА ЧТО БЕРЕТСЯ
Наше общество - одно из тех, где поразительно сохранились практически все полоролевые установки. Несмотря на то что уже многие годы и десятилетия наши женщины активно участвуют в социальной жизни страны и работают на равных с мужчинами, вековые традиции по распределению ролей в семье сохранились до сих пор.
Участниц женских общественных организаций настораживает, что среди молодежи наблюдается рост патриархальных настроений. Среди студентов весьма продвинутых высших учебных заведений Петербурга был проведен опрос о том, как они представляют себе роль женщины в современном мире. Так вот, если почти половина девушек считают, что женщины должны иметь право и возможность для полной занятости на работе, то каждый третий юноша убежден, что жены должны оставить карьеру и посвятить себя семье и детям. Правда, еще треть молодых людей благосклонно разрешат своим супругам совмещать работу и семью. Сорок два процента студентов не сомневаются, что если им удастся прилично зарабатывать, то жены должны обязательно бросить работу и заниматься домашним хозяйством. И столько же будущих хозяев согласятся с тем, что жены будут трудиться, "если это не скажется на семье в худшую сторону".
Ольга Липовская, председательница Петербургского центра гендерных проблем, считает, что сегодня культивируется образ домохозяйки. Многочисленные рекламные ролики диктуют образ буржуазной семьи с очень приличным достатком, где женщина, ухоженная и нарядная, ласковая и умелая, отстирывает пропахшую рыбой мужскую рубашку, отмывает грязную посуду и зовет любимых завтракать. Правда, мало кто задумывается, что высокий достаток кто-то все-таки должен обеспечить.
Наш отечественный мужчина привык к гиперопеке. "Как правило, он с трудом ориентируется в собственном доме, не зная, где что лежит. Он не всегда может точно назвать свой размер рубашки, потому что сначала его одевала мама, а потом эту гуманную миссию взяла на себя жена", - говорит Ольга Липовская.
Кстати, в Петербургском центре гендерных проблем убеждены, что поколение женщин, которым сейчас по 18, будет вести себя совершенно иначе. Они не очень скоро выйдут замуж, не будут торопиться с детьми. А главное, у них нет комплекса домохозяйки. Они растут в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, получают платное образование, пытаются соответствовать высоким требованиям на работе. Им просто некогда будет заниматься домашним хозяйством так, как это делали их мамы и бабушки. Эти девушки уже не потерпят рядом не только дармоедов, но и просто избалованных мальчиков. Они будут кормить их полуфабрикатами и заставят выносить мусорное ведро.
Между тем отношение к мужчинам в России всегда было бережное - их мало и на всех, как правило, не хватало. Да и стереотип о том, что лучше плохонький муж, чем никакой, у нас всегда был силен. Немецкое правило трех "К" для женщин, в переводе звучащее как "дети, кухня, церковь", на русском языке трансформировалось в три "Т" для мужчин: тахта, тапочки, телевизор.
Мужская инфантильность очевидна не только в домашних делах, но и на рынке труда. При том, что работодатели гораздо охотнее принимают мужчин, женщины умудряются добиваться успеха. Вообще, безработная женщина ведет себя более ответственно. Послушнее собирает необходимые справки, чтобы встать на учет и оформить пособие по безработице. Конечно, на эти деньги не проживешь, но в такой ситуации и 500 рублей не лишние. Специалисты служб занятости отмечают, что у женщин ниже уровень притязаний, когда речь заходит о зарплате. Кстати, мужчина сложнее адаптируется к новым условиям рынка: женщины гораздо охотнее идут на всевозможные курсы, чтобы получить новую специальность, а значит, и работу.
ГОВОРИТЬ ИНОГДА ЛУЧШЕ, ЧЕМ МОЛЧАТЬ
Моя приятельница, молодая дама, успешная во всех отношениях, недавно объявила всем друзьям, что никогда не выйдет замуж. Ей настолько повысили зарплату в банке, что теперь вряд ли удастся найти мужчину, который кроме всех прочих достоинств сможет предъявить справку о доходах, превышающих ее возможности.
Что ж, по крайней мере, она знает, что ищет. А как поступить тем, кто сначала выбрал свою судьбу, а уж потом нашел высокооплачиваемую работу? Я знаю женщину, которая растит сына, содержит лодыря-мужа и его вредную мамашу. Он приносит домой 100 долларов и всех попрекает своей усталостью. Она - 800 и никому об этом не рассказывает. Каждый раз, покупая что-нибудь для дома, она убеждает всех членов семьи, что ей это досталось по дешевке. Кажется, ее муж и вправду верит, что где-то продается домашний кинотеатр за 150 баксов, а при определенной ловкости можно съездить всей семьей в Турцию по горящим путевкам за 80 долларов каждая. Конечно, Свете достается от свекрови за то, что она не занимается семьей, но наша героиня миролюбива, не амбициозна, и ей важнее, чтобы сын уважал отца, а не презирал его за лень.
Может быть, ей так удобнее и спокойнее. Но проблема в другом. Если завтра она потеряет работу или надорвется и заболеет, то со своими трудностями останется одна. Не потому, что родственники у нее такие злые. Просто муж не привык к ответственности и вряд ли в трудную для семьи минуту с ним случится чудо. Да и Света не железная и в какой-то момент может просто не выдержать и взорваться. Тогда уже ни о каком согласии в доме речи не будет.
Так, кстати, случилось в семье одной петербургской бизнес-леди, открывшей в городе несколько косметических салонов. Она недавно призналась мне, что несколько лет послушно терпела, когда одуревшая от усталости возвращалась домой и слышала от взрослых дочек и мужа не заботливое "Как дела, мамочка?", а "Что у нас сегодня на ужин?". Однажды ее прорвало. Она накричала на девиц и на супруга, не выбирая выражений, объяснила им, на чьи деньги они так хорошо живут и кто в доме главный. "Такая тишина наступила, я сама испугалась, - говорит хозяйка салонов. - Теперь, когда я появляюсь на пороге, мне несут тапочки, готовят ванну и ставят чайник".
Но если честно, мне показалось, что радости в доме не прибавилось. Наверное, правы те, кто рекомендует не доводить ситуацию до абсолютного конфликта и не загонять самих себя в тупик. "Нужно попытаться договориться с мужем о грамотном распределении обязанностей в семье, - советует Ольга Липовская. - Конечно, отношения в семьях бывают разные, но женщина должна отстаивать себя и свои права. Нужно убедить его взять на себя функции партнера и родителя".
Итак, попробуйте сесть и спокойно поговорить. Да, вы друзья и равные (равные!) партнеры. Сейчас у вас есть возможность зарабатывать больше. Это не его вина - это ситуация, в которой завтра вы можете поменяться ролями. Но сейчас ему следует больше внимания уделять дому, детям и быту.
"Случись наоборот, я бы делала то же самое", - нужно добавить вам. Конечно, ему будет трудно. И труднее всего смириться не с походами по магазинам и приготовлением обеда, а с общественным осуждением и непониманием, которое случится обязательно. Ну так вы оба на то и взрослые люди, чтобы по-умному реагировать на чужую глупость. Еще мне возражают: да он ни за что не согласится и обидится! И ничего мужу не говорят. Зато потом (через год или пять лет) вдруг объявляют ему: "Так больше жить нельзя. Мы разводимся".