"В НАШЕЙ РАБОТЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОГМ"
В НАШИ ДНИ ТРЕНЕРЫ-ПРАКТИКИ КРАЙНЕ РЕДКО ВЫСТУПАЮТ В ПЕЧАТИ ПО ВОПРОСАМ ТЕОРИИ. ХОТЯ "НВ" НЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ СПОРТИВНОЕ ИЗДАНИЕ, МЫ ПОСЧИТАЛИ, ЧТО НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТАТЬЕЙ СЕРГЕЯ ЛОМАКИНА - ЧЕЛОВЕКА, БОЛЬШЕ ТРИДЦАТИ ЛЕТ РАБОТАЮЩЕГО В СПОРТЕ. ВЗГЛЯД ОПЫТНОГО СПЕЦИАЛИСТА НА ТАКИЕ ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ФУТБОЛА, КАК РОЛЬ ТРЕНЕРА, МЕТОДИКУ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ, СЕЛЕКЦИЮ, МНОГИМ ПОКАЖЕТСЯ НЕПРИВЫЧНЫМ И ДАЖЕ СПОРНЫМ. БЫТЬ ТРЕНЕРОМ - ОСОБЫЙ ДАР
Многие руководители клубов путают профессии тренера и футболиста, добиваясь того, чтобы во главе их команд непременно стояли люди с громким именем, и лишь во вторую очередь смотрят на их профессиональные качества. К сожалению, многие футболисты не имели возможности в силу занятости на сборах, в поездках и т. п. получить во время своих выступлений хорошее образование, учились заочно. Недостаток знаний не дает им возможности раскрыть свой потенциал в работе. Поэтому им необходимо самостоятельно учиться после завершения карьеры или поработать какое-то время с опытным тренером-консультантом.
Мне повезло на работу с авторитетными специалистами. В бытность футболистом в новгородской команде "Электрон" играл под руководством Алексея Алексеевича Водягина, заслуженного мастера спорта, знаменитого в прошлом игрока послевоенного ЦДКА. Затем в студенческие годы я тренировался и выступал за первую команду Института физкультуры имени Лесгафта под руководством Юрия Андреевича Морозова. Регулярно консультируюсь у заслуженного тренера СССР Германа Семеновича Зонина. Но наибольшее влияние на меня оказал Павел Федорович Садырин, с которым мне посчастливилось работать вместе в "Зените" и "Рубине", которого считаю своим учителем.
Многое я почерпнул при работе и общении с Рудольфом Максимовичем Загайновым - лучшим спортивным психологом страны, книги которого всегда со мной. В методике тренировок мне много дали изыскания профессора Дмитрия Петровича Рыбакова, руководившего научно-методическими группами в "Зените", "Рубине", "Кристалле", "Динамо СПб".
Далеко не из каждого знаменитого игрока получается тренер высокого класса. Как в любом виде деятельности, для работы главным тренером нужен особый дар, необходим комплекс качеств.
Тренер должен:
а) обладать характером лидера, умеющего убедить и объединить людей в коллектив единомышленников, заряжать своей энергией игроков, обладать психологией победителя;
б) обладать интуицией. Как утверждал Альберт Эйнштейн: "Воображение важнее знания". Иногда это чувство притупляется, из-за морально-психологической усталости, неправильного поведения закрываются каналы поступления энергии. Тогда тренеру необходимо время для восстановления, осмысления сделанного. Эти критические ситуации дают возможность обогатиться новым опытом, выйти в дальнейшем на более высокий уровень развития. В таких случаях тренеру очень важно чувствовать доверие и взаимопонимание со стороны руководства клуба;
в) обладать аналитическими способностями, используя свое образование, полученную информацию для улучшения игры своей команды.
Работа тренера - анализ того, что умеют и чего не умеют игроки. Ему надо с максимальной пользой использовать их положительные качества и нивелировать отрицательные, чтобы построить сильную команду;
г) иметь способности психолога, педагога. Если в команде есть психолог-профессионал, то это хорошо, но тренер должен сам обладать психологическим чутьем. На все случаи жизни команды советов профессионального психолога не дождешься.
Главное качество педагога - умение создать такую атмосферу, при которой раскрылись бы индивидуальные качества каждого игрока на пользу команде.
ФУТБОЛ - ИГРА УМА
На базе своего многолетнего опыта я пришел к выводу, что в нашем футболе в методике подготовки превалирует физический компонент. Дело в том, что в спортивных вузах страны учебники по теории спортивной тренировки писали представители циклических видов спорта - лыжники и легкоатлеты. Отсюда и периодизация, этапы, циклы тренировок, ничего общего с футболом не имеющие. Футбол - это игра ума, фантазии, требующая слаженных коллективных действий с мячом, оригинальных решений и скорости. Скорости в первую очередь мысли, затем скорости работы с мячом и уже затем скорости передвижения.
У нас же основное внимание тренеры чаще всего обращают на последний фактор - скорость передвижения игрока, - и происходит крен в сторону беговой, физической подготовки. Это обычно приводит к потере у игроков чувства мяча, происходящего из-за монотонности занятий и психологической затрудненности воспринимать неадекватные нагрузки. Наступает депрессия, пропадает кураж, то есть желание играть.
ФУТБОЛИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО БЕГАТЬ
Функциональная подготовка в футболе, конечно, важна, без нее сейчас немыслим ни один вид спорта, включая даже шахматы. Но не менее важно для футболиста умение ориентироваться в пространстве и во времени, умение мыслить в игровых ситуациях. Поэтому мы часто видим, как игрок на мгновение опаздывает к мячу не из-за того, что не хватило скорости, а из-за того, что не успел принять решение, просчитать траекторию полета мяча и включиться в игру на мгновение раньше. Реализация голевых моментов невысока не из-за нехватки исполнительского мастерства, а из-за перегруженности мышц и потере "чувства мяча". У команды не ладится комбинационная игра потому, что не хватает времени и сил отрабатывать на тренировках совместные действия. Времени же не хватает из-за необходимости "нагрузить" игроков физически. Эти нагрузки часто приводят к травмам, так как физические возможности спортсмена не беспредельны и имеют ограничения. Тренеры же обычно всем дают одинаковые нагрузки, не учитывая индивидуальные возможности футболистов. Поэтому часто "ломаются", получают травмы на занятиях наиболее талантливые молодые, еще не окрепшие игроки, умеющие нестандартно мыслить на поле. А выживают футболисты средних способностей, но выносливые, крепкие, "моторного" по природе типа.
ИГРОКОВ НАДО УЧИТЬ ДУМАТЬ
Развитие же способности футболиста мыслить в отличие от физических возможностей не имеет ограничений. Игрок может и должен совершенствоваться в этом компоненте всю спортивную жизнь. По исследованиям ученых на первом месте из факторов, влияющих на эффективность игры в футбол, является быстрота принятия решения. Поэтому необходимо на тренировках большее внимание уделять работе с мячом в условиях более сложных, чем в игре. Необходимо моделировать в режиме игровых скоростей навыки эффективной игры, добиваться слаженных коллективных действий, навыков принятия правильных решений. Все это теряет смысл, если на фоне неадекватных нагрузок у футболистов пропадает исполнение, точность.
КАЖДОДНЕВНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Самое сложное в работе с командой - постоянно находить методы поддержки высокой мотивации игроков как в матчах, так и в тренировках. Необходимо избегать монотонности на занятиях, требовать выполнения упражнений на скорости, при ударах по воротам, выполнять их с ускорением, моделировать ситуации, более сложные, чем возникающие в игре.
Одним из основополагающих принципов подготовки футболистов считаю: "заниматься сегодня тем, чем надо заниматься сегодня", вести каждую тренировку с учетом прошедшей игры и предстоящей игры. Исходить из того, что требуется в данный момент команде, в каком состоянии твои игроки, используя самую свежую информацию о сопернике. Это творческий процесс, в нем нет догм и долгосрочных планов. Поэтому невозможно работать по шаблону, по старым конспектам, даже если это конспекты великих тренеров.
Наша работа - постоянный поиск. Иногда приходится менять заранее подготовленный план тренировки, исходя из настроения игроков, из погоды, состояния поля и т. п.
ХОРОШУЮ КОМАНДУ НЕ СДЕЛАТЬ БЕЗ ХОРОШИХ ИГРОКОВ
Каким бы высококлассным не был тренер, если в его команде собраны футболисты, не обладающие мастерством, он никогда не добьется успеха. Нет смысла работать с теми, кто уже не в силах прибавить. Надо искать таланты.
В наших спортивных школах очень мало используется тестирование. Учеными разработаны системы тестов, позволяющие всесторонне оценить потенциал юного футболиста, и не только его физические данные - выносливость, скорость, восприимчивость к нагрузкам, но и психофизические способности ориентироваться во времени и пространстве, умение принимать решения в игровых ситуациях. Бывает, что игрок в 16-17 лет играет великолепно за счет физического развития, но затем не прогрессирует - просто он не обладает необходимыми качествами. Другой же выглядит невзрачно, но на самом деле очень перспективен и многого может добиться, если с ним правильно работать.
Несколько слов о селекционной работе. Российские команды делают очень много ошибок в подборе игроков, потому что не занимаются селекцией серьезно, не уделяют ей должного внимания. Часто футболистов берут наугад, по чьим-то рекомендациям, наспех заключают контракты.
На мой взгляд, в клубах необходимо иметь селекционный отдел, в котором бы работали тренер-селекционер и 2-3 его помощника, которые должны искать талантливых игроков, просматривая как можно больше турниров, матчей и даже тренировок команд. Селекционный отдел может приглашать игроков для компьютерного обследования их состояния, тестирования - компьютерного и на спортплощадках.
Кроме них в штате клуба должны быть менеджер по трансферным вопросам, ведущий переговоры о приобретении игроков с клубами, агентами, игроками, а также секретарь, создающий компьютерную базу данных с информацией об игроках, их стоимости и т. п.
Решение о приобретении того или иного игрока принимается только в том случае, если "за" были все участвующие в трансфере и отвечающие за свои направления работы люди:
1) президент;
2) главный тренер - после сбора, иногда без сбора;
3) главный селекционер - после тестирования и ряда тренировок;
4) менеджер по трансферным вопросам;
5) врач - после углубленного медицинского обследования.
Не должно быть такого, что футболиста берут в команду лишь по прихоти президента клуба или по желанию главного тренера. Дело, которому мы служим, выше нас, наших личных амбиций и обид. Успех придет только тогда, когда в коллективе работают преданные футболу профессионалы, которые уважают друг друга.