МОГУ СЧИТАТЬ СЕБЯ КОРЕННЫМ ПСКОВИЧОМ
Владимир Бланк, заместитель председателя правления ОАО "Промышленно-строительный банк" (Санкт-Петербург)
- Владимир Викторович, мы давно собирались взять у вас интервью - еще когда вы были вице-губернатором Псковской области. Но потом появилась информация о том, что вы ушли с этой должности "в связи с переходом на другую работу". Сейчас, когда уже известно, на какую работу вы перешли, поговорить сам Бог велел. Итак, все же почему именно ПСБ?
- Потому что ПСБ - ведущий банк Северо-Запада. Кроме того, здесь очень интересная команда менеджеров, команда с большими амбициями. Я тоже известен как амбициозный человек. Но хочется подчеркнуть: передо мной не стояло выбора между работой в Пскове или в Петербурге. Я выбирал между госслужбой и бизнесом, и выбрал бизнес.
В работе вице-губернатора очень много политики (в этом есть и хорошие и плохие стороны). Но так или иначе, это политическая должность. В первую очередь вице-губернатор - политик. И только во вторую - специалист, менеджер. Мне все же больше по душе бизнес. Хотя, работая вице-губернатором, я, можно сказать, получал бизнес-образование. Это была своеобразная стажировка. Хотя, естественно, работа в областной администрации - это очень серьезная деятельность. Кстати, наверное, я был первым вице-губернатором (и не только в Пскове), которого провожали с цветами, живым и без уголовного дела.
- Расскажите, пожалуйста, о своей работе в должности вице-губернатора.
- На этой должности у меня было три сферы ответственности: инвестиционная политика, электроэнергетика и природопользование (в основном лесная отрасль). Что касается электроэнергетики, я оцениваю свою деятельность в этой сфере на 4 балла. Нам удалось достичь баланса между интересами потребителей и "Псковэнерго". В результате "Псковэнерго" сегодня безубыточная компания, а руководитель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс оценивает ее как одну из лучших региональных энергетических компаний в отрасли. "Псковэнерго" уже фактически прошла реструктуризацию, и если вы хотите увидеть результат грядущей реформы электроэнергетики, вам надо просто ознакомиться с ее структурой.
- А Псковская область - это энергодефицитный регион или энергоизбыточный?
- Скажем так: с точки зрения энергетики это сбалансированный регион. Объем производства электроэнергии здесь примерно равен объему потребления.
Что же касается инвестиционной сферы, то за последние полтора года объем иностранных инвестиций в экономику Псковской области вырос в пять раз. Нам удалось изменить региональное законодательство, сделать регион открытым, известным и инвестиционно привлекательным. И если для Петербурга естественными являются инвестиции как из соседней Финляндии, так и из Соединенных Штатов, то в Псковской области все по-другому. В значительной степени иностранные инвестиции приходят из стран Балтии, Скандинавии, из Германии.
В качестве примера приведу лесной комплекс. Здесь очень важной была реформа лесопользования. Сегодня в Псковской области значительная часть леса передается в аренду на 49 лет (из того, который передается в аренду). Поэтому есть время освоить инвестиции, и одновременно повышается ответственность за восстановление леса. Это выгодно и лесозаготовителям, и государству - в отличие от распространенной системы, когда лесосека передается в аренду на 2-3 года.
Моя работа в качестве вице-губернатора в первую очередь требовала четко формулировать политику в области инвестиций, энергетики, лесопользования, а затем последовательно ее реализовывать, в том числе через изменение законодательства. Я уже говорил, что работа вице-губернатора - это работа политика.
- А кто придет вам на смену - сохранится ли преемственность?
- Назначение нового вице-губернатора еще не состоялось, официально губернатор Евгений Михайлов представит кандидатуру на следующей неделе. Преемственность, естественно, сохранится - команда ведь никуда не делась. Показательно, что у меня прекрасные отношения с губернатором, которому я благодарен за возможность работы в администрации. Я остался его советником по экономическим вопросам - правда, на общественных началах.
- Владимир Викторович, вы родились в Челябинской области, учились в Питере - откуда в вашей биографии появился Псков?
- Вообще-то я могу считать себя коренным псковичом - мне было семь лет, когда наша семья переехала в Псков. Если помните, советская власть могла взять и послать инженера работать в другой город - в любой на территории СССР. Таким инженером и был мой отец. Что касается Питера, то я с отличием закончил Военмех - хотя и был изгнан в свое время из института за непосещение военной кафедры. Но в результате, несмотря ни на что, его закончил и даже получил звание лейтенанта запаса ВМФ. Тогда было очень интересное время...
Биография у меня опять-таки классическая по тем временам - занимался программным обеспечением, затем в рамках этой работы перешел к решению задач бухгалтерских и экономических. А потом ушел в бизнес. Хотя первые записи в моей трудовой книжке "плотник-бетонщик" (в стройотряде) и "лаборант" (в институте).
Военмех я закончил в 1993 году, в то время я работал в Петербурге - возглавлял филиал "ПсковАкоБанка"... А потом стал работать в Пскове - уже не помню причину перехода. В областную администрацию меня пригласил губернатор - для усиления команды ему был нужен менеджер, разбирающийся в финансах.
- Насколько мне известно, параллельно вы работали в составе экспертного совета при аппарате полпредства президента в СЗФО над Стратегией социально-экономического развития Северо-Запада...
- Важным достижением экспертного совета я считаю то, что появилась площадка, на которой можно обсуждать различные вопросы вне какой-то политической группы, вне рамок бизнеса и какого-то отдельно взятого региона. И очень важным является создание Стратегии социально-экономического развития округа до 2015 года. Замечательно, что именно представительство президента возглавило и организовало такую работу. Главное, что мы должны понять: для власти, бизнеса и населения Северо-Запада, а также международного сообщества в реальности существуют только две проблемы - демография и бедность. Эти проблемы взаимосвязаны, и именно в них заключается корень зла.
Что касается демографии, то за ближайшие пять лет население Северо-Запада уменьшится примерно на один миллион человек. В этом смысле нам грозит депопуляция, а также деградация населения по качественным показателям. В частности, уже не хватает людей, которые могли бы выучиться на инженеров: не хватает не только образовательного и интеллектуального уровня, но и элементарного - здоровья, в том числе психического.
Кроме того, население, которое формируется сегодня, не соответствует существующей сегодня социально-экономической структуре. Из-за этого вымирают целые отрасли. Директора предприятий мучаются проблемой: нет рабочих. И мучаются зря - этих рабочих не будет. Сейчас можно наблюдать такую картину: в цехе стоят сто станков и один плачущий директор. А нужно ему не плакать и не искать станочников, а привлечь инвестиции и купить два современных станка, которые будут обслуживать пять инженеров: двое налаживать и трое писать программное обеспечение. И еще нужны будут двое неквалифицированных рабочих, чтобы подносить заготовки. То есть необходима реструктуризация промышленного комплекса с учетом реально имеющихся трудовых ресурсов. Страны Запада прошли ее 20 лет назад, а нам она еще предстоит. И это должны понимать все руководители.
- Вторая проблема, вы сказали, бедность...
- Проблема бедности заключается вовсе не в том, что нет денег. Проблема в отсутствии социальной модели, вектора для личного развития миллионов людей. У нас нет ориентиров, мы не знаем, к чему стремиться, отсутствует некое материализованное понятие счастья, материальный элемент национальной идеи - то, что есть в США и Европе. Поэтому мы и бедны.
Во время работы экспертного совета при полпредстве мы оценили среднюю стоимость такой возможной материализованной национальной идеи, своеобразный необходимый имущественный ценз для одной семьи. Это около 50 тысяч долларов - квартира, машина, дачный участок, образование детей, здравоохранение и т. д. И люди должны получить возможность за 20 лет все это заработать. Это возможно, когда среднедушевой доход (на одного члена семьи) будет составлять 1200 - 1600 долларов в год. То есть минимальная зарплата должна превышать один доллар в час. Кроме того, темпы роста экономики страны должны превышать 4 процента в год, а ресурсоемкость экономики (т. е. потребление энергии, металлов, другого сырья) - снижаться в год на 2-3 процента. Если это сделать, если сформировать понятную всем национальную идею, то тогда к 2015 году мы можем уйти от сегодняшнего состояния и решить проблемы демографии и тотальной бедности, когда уровень доходов фактически не позволяет людям заводить детей.
- Спасибо. И наверное, самый главный сегодня вопрос: ваши планы работы в новой должности.
- В ПСБ я буду курировать работу филиальной сети банка в Северо-Западном регионе - за исключением Петербурга и Ленинградской области, а также в странах Балтии. В сфере моей ответственности филиалы банка в Карелии, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях. Основную задачу я вижу в повышении качества обслуживания существующих клиентов. Качество, качество и еще раз качество - это главное конкурентное преимущество ПСБ. И конечно, расширение клиентской базы и территорий, на которых работает банк. Россия прирастала Сибирью, а ПСБ будет прирастать регионами, и не только сибирскими.
Со странами Балтии интересы банка cближают интересы многих наших клиентов, чей бизнес связан в том числе с транзитом грузов. Пока ни один российский банк не предоставляет соответствующего сервиса. А при этом многие российские компании, работающие в Прибалтике, и балтийские компании, работающие в России, нуждаются в качественном банковском обслуживании. Мы считаем, что такой сервис ПСБ предложить может.
- Наверное, у вас со времени работы вице-губернатором остались в странах Балтии и таможенных кругах наработанные контакты и связи?
- Да, конечно, и я намерен их использовать в моей новой работе. Сегодня и в Латвии, и в Литве, и в Эстонии для российского бизнеса есть серьезный потенциал, да и сами они при определенных условиях готовы работать в России.
- Будет ли ПСБ открывать свои филиалы в странах Балтии?
- Пока нет, нам не нужно создавать новые структуры, обслуживать экспортно-импортные операции мы вполне можем и при существующей инфраструктуре. Ведь сегодня около 80 процентов транзита грузов из Прибалтики идет в Петербург и Москву.