ЛЕГЕНДА СИБИРИ
Во время войны и ленинградской блокады оркестр Мравинского был эвакуирован в Новосибирск. Влияние артистического коллектива на культуру Восточной России было столь значительным, что, когда оркестр вернулся домой, в Питер, в Сибири образовался вакуум. <br>И через некоторое время в стремительно развивавшемся городе был создан свой симфонический оркестр. Его основал выпускник Ленинградской консерватории Арнольд Кац. Получивший мировое признание коллектив и его бессменный на протяжении почти полувека руководитель стали сибирской легендой. Нынче они гости Петербурга.
Их выступления под титулом "Музыкальное приношение Великому городу" - очередная (после приезда Владимира Атлантова и гала-концерта оперных звезд, о чем писало "НВ") акция успешно реализуемого проекта "Живая сила музыки", посвященного 300-летию Петербурга. Проект этот инициирован Петербургским отделением Российского союза концертных деятелей в лице Михаила Баскина и Якова Дубравина, а настоящая акция поддержана генеральным спонсором - корпорацей "Евросервис", а также управлением Западно-Сибирской железной дороги.
Первый вечер гости открыли знаменитой увертюрой Вебера к опере "Оберон". Это первый образец романтической фантастики, ставший источником вдохновения для многочисленных последователей немецкого композитора во всех странах. По тому, как благородно, мягко, таинственно прозвучали вступительные фразы у солиста оркестра Алексея Лисовицкого и его коллег, сразу стало ясно: перед нами инструментальный ансамбль высокого класса. Да и исполнение увертюры в целом свидетельствовало о ясности и зрелости намерений дирижера, об абсолютном контакте его с музыкантами, об их художественной дисциплине и технической вооруженности. Солнечно-яркое, произведение это озарило светлым сиянием всю дальнейшую программу.
Едва ли не с самого рождения оркестра я периодически слушаю его - происходило это в Новосибирске, Петербурге, Москве, на зарубежных фестивалях. Но качество оркестра с годами меняется: одни коллективы играют лучше, другие хуже. Очень важно, что в нынешнюю, очень трудную для всей академической музыки пору, когда средства массовой информации ее начисто игнорируют, а государство не может оказывать ей полноценной финансовой поддержки, Арнольд Михайлович не снижает критериев.
Солистом в обеих привезенных гостями программах выступил любимый петербуржцами пианист Дмитрий Алексеев, нынче профессор Королевской музыкальной академии в Лондоне. Фортепианный концерт Шумана предстал в его интерпретации вдохновенной лирической поэмой. Он уверенно лидировал, позволяя себе капризные смены темпов, затаенные звуковые замирания. Но маэстро Кац и участники оркестра откликались на все его намерения охотно и чутко. Во втором отделении была представлена "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, сочинение для оркестра ответственное, сочетающее виртуозный изыск со сгущенным драматизмом. Его исполнение можно назвать образцовым.
На следующий день так же мастерски, с таким же, как накануне, успехом были представлены творения Моцарта, Бетховена и Вагнера. Помимо концертов профессор Кац также дважды дал в своей alma mater, Консерватории, мастер-класс - это тоже предусматривалось проектом. Традиции прославленной петербургской дирижерской школы И. А. Мусина он обогатил огромным собственным педагогическим опытом (несколько его учеников пользуются мировой известностью).