ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ДРУГОГО ТЕАТРА
Два года назад этот режиссер потряс Москву своим спектаклем по Кафке "полуночники" и получил за него "золотую маску". Теперь центр Мейерхольда в рамках программы по Антуану Арто привез режиссера к нам в Петербург с двумя другими работами. Француз венгерского происхождения, Жозеф Надж вот уже более десяти лет удивляет европейских зрителей своими спектаклями на грани драматического театра и хореографии. Приезд такого мастера - хорошее послесловие к фестивалю театра "балтийский дом", проходившего в этом году под лозунгом "другой театр?". Это действительно другой театр.
Валерий Фокин, руководитель Центра Мейерхольда, начал пресс-конференцию словами о том, что до сих пор критики продолжают спорить о жанровом определении театра Жозефа Наджа, потому что это - "переливание из одного жанра в другой, в нем нет резких границ". Валерий Семеновский, редактор журнала "Театр", говорил о том же - что это "тот редкий случай, когда театр возникает на грани искусств".
Петербургские зрители уже смогли оценить драматическую хореографию или хореографическую драматургию Жозефа Наджа живьем. В среду на сцене театра "На Литейном" был показан "Войцек", свободное переложение пьесы Георга Бюхнера. Эту постановку режиссер назвал "самым театральным своим проектом". В спектакле нет слов, но соблюдены характеры, заданные в тексте пьесы. Хотя как раз последнее нехарактерно для постановок Наджа, обычно он не преследует цель воплотить на сцене персонажей пьесы, его актеры играют самих себя и свои чувства. "Войцек" был поставлен в 1994 году, в период войны в Сараево. Из этой войны, как сказал Жозеф Надж, выросло два его спектакля, один из которых как раз "Войцек", который можно бы было назвать "Войцек в Сараево", так как главный герой пьесы - солдат - стал для режиссера жертвой той войны.
Второй спектакль "Время отступления" вы сможете увидеть завтра. По определению Жозефа Наджа, это уже "настоящий танец". В спектакле танцует сам режиссер и его партнерша Сесиль Тьеблемон. История отношений двух конкретных людей перерастает в вечную историю отношений мужчины и женщины. Поэтому хотя у спектакля нет литературного источника, в нем можно увидеть всю историю театра - от греков через Шекспира до наших дней. На самом деле это даже не дуэт, а трио, поскольку в спектакле полноправную роль играет музыка Владимира Тарасова. Творчеством музыканта Жозеф Надж восхищался давно и очень благодарен ему за совместное творчество. Владимир Тарасов говорит, что их трио состоялось, поскольку Жозеф и Сесиль умеют слушать, а он умеет видеть.
"Меня не очень занимают классические законы драматургии. Меня интересует не близость к тексту, а то, как далеко можно уйти от него. Не драматургия, а поэзия", - сказал Жозеф Надж. Теперь и петербургские зрители смогут оценить поэзию другого театра.