В ЭРМИТАЖЕ - ГЕНУЯ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО

Эрмитаж под покровительством министерства иностранных дел Итальянской Республики и посольства РФ в Итальянской Республике открыл выставку "Генуя в Эрмитаже. Живопись и рисунок XVI - XVIII веков". Весной этого года Эрмитаж представлял аналогичную экспозицию из своих собраний в Генуе, теперь Генуя в лице муниципалитета города, Палаццо Дукале и Регионального фонда Кристофоро Коломбо помогла петербургскому музею. Результат оказался впечатляющим: около 70 рисунков, гравюр и живописных полотен - такой представительной выставки не видел ни наш музей, ни Россия.

Кого-то, быть может, утомляют длинные перечисления организаций и лиц, благодаря которым состоялось то или иное событие, как, например, в случае этой эрмитажной выставки. Но это происходит, если только не давать себе труда задуматься, сколько проблем, от финансовых до организационных, стоит за любым начинанием. Совместный с Генуей проект был задуман еще пять лет назад, результат мы увидели только сейчас. Но за это время он вырос в нечто большее. Как сообщил на пресс-конференции вице-мэр города Генуя Альберто Гио, между нашими городами был подписан договор о сотрудничестве. В ближайшее время будет согласован проект участия генуэзцев в праздновании юбилея Петербурга. Не исключено, что наш город вновь услышит скрипку Паганини, и возможно, играть будет Илья Грингольц, победитель конкурса Паганини 1998 года, - это все, на что намекнули журналистам. А в 2004 году Генуя станет культурной столицей Европы (городом-спутником будет французский город Лилль), задуманной к тому времени выставке Рубенса может помочь своими фондами Эрмитаж. Таковы ближайшие планы. Кураторы выставки с нашей стороны Ирина Григорьева и Татьяна Бушмина рассказали о том, что экспозиция строилась на принципе дополнения: старались представить тех художников, работ которых нет в эрмитажном собрании, которых еще не видела петербургская публика. При этом в нашем музее отдельно генуэзская коллекция не формировалась - все имеющиеся работы генуэзских художников поступили в музей в составе более крупных итальянских коллекций, купленных еще в XVIII веке. Итальянские же кураторы говорили о том, что Петербург - самое подходящее место для такой выставки, никакой иной музей не мог бы предоставить подобного пространства. "А вообще, - при этих словах глаза итальянца затуманились, - Эрмитаж обладает такими произведениями итальянцев, что музеям Генуи остается только завидовать". Графическая часть выставки поражает сильнее живописной - итальянская графика этого периода не представлена у нас в таком объеме. К тому же если масляная живопись с ее мифологическими мотивами может казаться кому-то давно исчерпавшей себя, то о графике такого сказать никак нельзя. Ведь в этих маленьких рисунках ярче заметна работа мысли художника, работа его руки. И потому они ближе к жизни. В самом начале осмотра помещены гравюры видов Генуи, и это очень выигрышный момент экспозиции. Прямые перспективы улиц, строгие фронтоны дворцов, купола церквей, арки мостов - все это подозрительно напоминает Петербург. Недаром у нас трудились столько архитекторов-итальянцев! От основателя генуэзской школы Луки Камбьязо до Алессандро Маньяско, завершившего период ее наивысшего расцвета, для специалиста по итальянскому искусству эта выставка словно лакомый кусочек для гурмана. Но стоит ли посещать ее простому эрмитажному посетителю? Может, профессионалы потом и закидают меня не очень свежими помидорами, но я скажу. Во-первых, расслабьтесь и не смотрите на таблички (для русского уха все итальянские имена звучат одинаково сладкозвучно, как мажорный аккорд) - лучше посмотрите потом, если произведение вам особенно запомнится. Пройдите по выставке минимум два раза. Первый раз - рассматривая каждую работу по отдельности, как вещь в себе, а потом соотнося его с тем, что вы уже видели. Мазок, светотень, композиция, движение - настройтесь на созерцание, и вы почувствуете волну художника, а эти слова перестанут быть просто сухими терминами. Второй раз - чтобы увидеть экспозицию как целое, как произведение само по себе, имеющее начало, внутреннюю логику развития и завершение. Выставки делаются не только и не столько для специалистов, сколько для зрителей. А зрительский опыт тоже нужно накапливать. Причем условия у нас, жителей Петербурга и посетителей Эрмитажа, для этого самые выгодные.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.