В ТРАДИЦИЯХ ШТРАУСА
Имя дирижера Всеволода Полонского появилось на афишах города недавно. Между тем его концерты собирают публику. Вот и на недавнем его выступлении с санкт-петербургским академическим симфоническим оркестром Равиля Мартынова малый зал филармонии был переполнен в основном интеллигентной молодежью, приветствовавшей одобрительными выкриками каждый номер программы.
Хотя дирижерская карьера Полонского лишь начинает развертываться, я знаю его довольно давно - как композитора. Познакомил меня с ним мой друг В. Баснер. Оба они из Ярославля, и Вениамин Ефимович с трогательной заботой относился к своему юному земляку. В ту пору Л. Додин привлек меня к занятиям в Театральной академии со своим режиссерско-актерским курсом - тем самым, который подготовил знаменитые спектакли "Гаудеамус" и "Клаустрофобия". Когда Лев Абрамович дал задание каждому из режиссеров сочинить собственное музыкальное представление, понадобился композитор. Я обратился к профессору Консерватории Б. Тищенко рекомендовать кого-либо из его студентов, и выбор пал на Севу. Вскоре он стал на курсе своим человеком. Влюбленный в театр, эрудированный, готовый в любой момент к импровизации, он ночи напролет искал вместе с новыми друзьями наилучшее решение художественных задач. Его сотрудничество с додинцами длится по сию пору - упомяну поставленный не так давно Сергеем Каргиным в ТЮЗе мюзикл Полонского по сказке об Айболите.
Обучаясь на композиторском отделении, юноша факультативно занимался дирижированием в классах М. Орехова и М. Кукушкина. Потом совершенствовал искусство руководить оркестром во Франции у Яноша Фюрста. Прекрасная страна пришлась ему по душе, и он нынче живет на два дома - в Петербурге и Париже, осуществляя при этом связь русской и французской музыки.
Последняя была в этот раз представлена сочинением молодого рок-музыканта Патриса Десенинка, которое Всеволод Полонский инструментовал для симфонического оркестра, и оно заняло целое отделение концерта. Когда Десенинку было 14 лет, он открыл для себя нынешний бестселлер "Властелин колец", и тогда же впечатления от героев Толкиена и их приключений стали оборачиваться в его душе мелодиями. Позднее из них возникла достаточно цельная и протяженная композиция, не предназначавшаяся ни для сценического, ни для кинематографического воплощения, - просто музыкальные иллюстрации к сказке. По сравнению со звуковым сопровождением знаменитого фильма о хоббитах, где отразилась прежде всего сюжетная, событийная сторона происходящего, его музыка, считает Десенинк, запечатлела в основном поэтическую сторону книги. Простая, естественная, красивая, эта музыка полна контрастов, усиленных использованием восточных и африканских интонаций и ритмов, а фантастические эпизоды отмечены живой изобретательностью.
Остальную часть программы также составили аранжировки, эффектно, мастерски выполненные Полонским. Это были три сюиты - из мюзикла Константина Штальберга "Новая Золушка" и из киномузыки двух прославившихся в этой области итальянцев Нино Рота и Эннио Морриконе. Кстати, для последней из сюит использованы не только саунд-треки лент, которые шли у нас, но и неизвестные, отчего представление об образном диапазоне творчества Морриконе сильно расширилось.
Репертуар этого знаменательного вечера следует отнести к тому направлению, которое именуется третьим течением и находится между серьезной, академической и легкой, развлекательной музыкой. Некогда, полтора века назад, это направление утвердил у нас король вальса Иоганн Штраус, приезжавший дирижировать летними сезонами в Павловске. Полонский, который как композитор преуспел в этой сфере, и обликом напоминает своего далекого предшественника, каким мы помним его по фильму "Большой вальс". Всеволод отлично смотрится за пультом: молодой, стройный, с аристократическим лицом и манерами. Постепенно, надо думать, дирижерский жест у него станет гибче, разнообразнее и полнее выявит его индивидуальность, его собственное отношение к исполняемому. Если вдобавок к этому и число репетиций перед последующими концертами станет больше, оркестр будет играть не только профессионально грамотно, но и раскованно, увлекающе живо.