"ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА", СОТВОРЕННОЕ ПОЛЯКОМ В ПЕТЕРБУРГЕ
18 ноября 1840 года государь Николай I утвердил положение о строительстве постоянного моста через Неву. Эта дата стала началом создания первого моста через Неву - до этого берега реки соединяли только наплавные мосты. Через десять лет, в начале декабря 1850 года, благовещенский мост был торжественно открыт.
После смерти Николая I мост стал называться Николаевским, а благодаря революции он получил имя Лейтенанта Шмидта. Петербуржцы называли его когда-то "восьмым чудом света". "Драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях", - писал о нем современник.
Строительство моста стало одной из трех грандиознейших российских строек той поры. Первой была железная дорога из Петербурга в Москву, второй - Исаакиевский собор. Постройка такого моста не имела тогда аналогов ни в Европе, ни в Америке - из-за глубины и быстроты Невы. Пришлось впервые в России вбивать сваи на глубину реки. Кроме того, тогда не было водолазных костюмов, и работы под водой велись при помощи воздушных колоколов.
Особенный предмет гордости составлял Николаевский мост для петербургских поляков, и вот по какой причине: автор его проекта, инженер Станислав Кербедз, был поляком, хотя и выходцем из литовского уезда Паневежис Ковенской губернии. Он воспитывался в Литве, но тем не менее всегда подчеркивал свое польское происхождение.
"Представители многочисленного и очень активного клана Кербедзей всегда поддерживали "польскость", не щадя при этом ни усилий, ни материальных средств", - говорит консул Республики Польша в Санкт-Петербурге, доктор исторических наук Хероним Граля. Недаром представители рода Кербедзей сыграли важную роль в создании и дальнейшей деятельности польского Римско-католического общества в Петербурге. Один из них передал в 1912 году в дар обществу огромную по тем временам сумму - 165 тысяч рублей, благодаря чему было возведено здание воспитательного училища ксендза Малецкого на Кирилловской улице.
Станислава Кербедза помнят сегодня не только в Петербурге - по словам Херонима Граля, "он был замечательным строителем мостов в различных закутках Российской империи". Хорошо помнят Кербедза и в Варшаве, с которой он был связан много лет. Здесь он возвел мост через Вислу. В 1944 году мост был разрушен немецкими войсками, и хотя после войны построенный на его месте новый мост получил другое название, среди варшавских старожилов он до сих пор известен как "мост Кербедза". Именно в Варшаве Станислав Кербедз провел последние годы своей жизни, здесь он умер в 1899 году и был похоронен на Повонзковском кладбище в соответствии со своей последней волей.
А в Петербурге от того "кербедзовского моста" сохранилась только решетка и некоторые опоры: в 1930-х годах, во время реконструкции, прежние ажурные чугунные пролеты были заменены на грузные балочные конструкции. Уцелели фонари - они переехали на Марсово поле. Впрочем, старинные пролеты моста можно увидеть и теперь. Но только не в Петербурге, а в Твери. Главный мост через Волгу в Твери как раз и есть наш старый Николаевский мост - "восьмое чудо света", сотворенное в Петербурге поляком.