УНИВЕРСИТЕТУ - ВЕЛИКУЮ МУЗЫКУ

Некогда Санкт-Петербургский университет был крупнейшим музыкальным центром города и страны. Проходившие тут премьеры становились историческими. Ныне ректор славного вуза России Людмила Вербицкая возрождает традицию. Университетские хор и оркестр, будучи неотъемлемым слагаемым художественной жизни города на Неве, участвуют в филармонических вечерах. Концерты и творческие встречи постоянно устраиваются и в самом Университете. Особый блеск здешнему музицированию придают выступления Валерия Гергиева и труппы Мариинского театра.

"Профессора и студенты Университета могут убедиться, сколь велико доверие к ним со стороны театра, - сказал, открывая состоявшийся на днях знаменательный концерт, профессор Леонид Гаккель. - Маэстро Гергиев, солисты и музыкальные коллективы выносят на ваш суд свою новую, еще сценически не законченную, ответственнейшую работу - завершающие части грандиозной оперной тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга". Их театральная премьера должна состояться в конце декабря. Ныне же были концертно представлены первый акт "Зигфрида" и второй акт "Гибели богов". Народу в актовый зал Университета набилось видимо-невидимо. Концерт был дан бесплатно, так что педагоги и студенты заняли все возможное пространство, сидели на полу в проходах - разве что на люстрах не висели! Из-за того что эстрада невелика, пришлось состав оркестра несколько уменьшить, сократив ряд дублирующих инструментов, а хор разместить на балконе. И все равно в этих акустических параметрах звучание было необычайно мощным. Есть такое понятие - вагнеровские голоса: огромного диапазона и силы, яркие, наполненные, выносливые, вливающиеся на гласных звуках, словно раскаленная лава, в каменные берега согласных. Казалось, обладателей подобных голосов, владеющих таким искусством, у нас не хватит. Хватает, и не на один исполнительский состав! Удивительную эволюцию проделал Леонид Захожаев: его, казалось, сугубо лирический тенор обрел небывалые прежде драматическую насыщенность и ровность. Истинно вагнеровский голос и незаурядное мастерство Ларисы Гоголевской способны преодолевать любые вокальные преграды. Отличными данными, певческой и - шире - артистической культурой покорил зал приглашенный для участия в постановке тенор из Канады Гарри Райдаут. И остальные участники концертной премьеры - Валерия Стенькина, Михаил Петренко, Федор Можаев, Михаил Кит - достойным образом вошли в элитарный состав. Их успех на первой дистанции радует. Но что будет на финишном этапе, как впишутся они в концепцию режиссера (это будет Владимир Мирзоев) и художника (Георгий Цыпин), еще никто не знает. И однако же владение музыкальным материалом в столь солидной степени - это необходимое основание, на котором возводится все остальное. Мне хочется назвать в этой связи хоть несколько имен тех, кого, скорее всего, не удастся упомянуть в рецензии на грядущую премьеру, кого не увидит публика, - их талант, эрудиция, работоспособность сильно пригодились. Это дирижер Михаил Синькевич, который в отсутствие Гергиева кропотливо репетировал с оркестром и солистами, это группа пианистов-концертмейстеров во главе с Мариной Мишук, это главный хормейстер театра Андрей Петренко, вместе с помощниками серьезно подготовивший хор. Особые слова благодарности следует высказать еще одному гостю театра - Ричарду Тримборну, чья роль в создании спектаклей определяется английским словом coach (репетитор, инструктор). Выдающийся знаток Вагнера, он участвовал в разучивании его музыкальных драм на самых значительных немецких и мировых сценах, и прежде всего в центре вагнеризма, в Байройте, небольшом баварском городе, где сам композитор выстроил специальный театр для представлений "Кольца нибелунга" и где начиная с 1876 года каждое лето проводится фестиваль из его творений. Тримборн работал со знаменитейшими дирижерами и певцами и как никто знает традиции интерпретации Вагнера. Помогая нашим артистам приблизиться к этим традициям, он озабочен всем - трактовкой образов, пониманием смысла слов и верным их произношением, характером интонирования, манерой держаться на сцене. Помощь, которую он им оказывает, - бесценна. А теперь о том, кто будет назван в рецензиях первым, без кого все это предприятие, еще недавно казавшееся фантастическим, ирреальным, попросту не состоялось бы, - о Валерии Гергиеве. Он пробыл в Питере два дня, много репетировал, занимался творческими и организационными вопросами, объездил несколько объектов, решая проблемы будущего театрального строительства, в первый вечер дирижировал спектаклем "Хованщина". Кто-то другой не смог бы из-за усталости руку поднять. А он, ступив на университетский подиум, воспламенился, и каждый находившийся поблизости музыкант, и каждый из сидевших в зале ощутил: вместе с музыкой Вагнера, где покой - это лишь канун нарастания и взрыва, тебя сверх всякой меры наполняет исходящая от дирижера неземная, чудодейственная энергия. Ты становишься сильным и счастливым!.. Даже не выслушав адресованных ему восторгов, маэстро умчался, дабы не опоздать на "Красную стрелу". В Москве у него, сообщают, блистательно прошло ответственное выступление, после чего он отбыл на гастроли в Японию.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.