СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ КОМПЬЮТЕРОВ
Интернет должен прийти в каждую школу - в этом убеждены участники завершившейся сегодня конференции "Российская школа и интернет" и прошедшего вчера международного форума "Инновации в образовании, интернет и личность".
"Последние два года стали для нас переломными: на федеральном и региональном уровнях появилось понимание того, что информационные технологии в образовании - это не научная фантастика, а реальность, с которой нужно считаться", - рассказал ответственный секретарь Федерации интернет-образования (ФИО) Сергей Монахов. Министр образования РФ Владимир Филиппов (на снимке) назвал программу по информатизации российской школы одним из ключевых направлений повышения качества и модернизации российского образования. На реализацию этой программы в общей сложности выделяется около 2 млрд долларов.
Сейчас завершается ее первый этап - компьютеризация школ, подготовка педагогических кадров, разработка специальных образовательных порталов в сети интернет, открытие электронной онлайн-библиотеки, снабженной поисковой системой. По проекту "Поколение.ru", финансируемому компанией ЮКОС, в регионах создаются обучающие центры, в которых проходит переподготовка учителей, чтобы те не боялись компьютеров и знали как использовать в учебном процессе современные информационные технологии и ресурсы интернет. К 2006 году такие центры предполагается открыть в 50 регионах РФ и подготовить в них около 250000 работников образования.
Петербург оказался в числе первых городов России, начавших использовать всемирную паутину для нужд образования. Полным ходом идет техническое оснащение образовательных учреждений, уже два года работает региональный центр ФИО, организующий для педагогов курсы различного уровня: как для новичков, которые никогда не держали в руках компьютерную "мышку", так и для более "продвинутых" пользователей. Есть и специальные занятия ознакомительного характера для директоров школ: многие из них до сих пор весьма неохотно отпускают на курсы подчиненных, а прочувствовав на своем опыте, насколько компьютер облегчает работу педагога, они, скорее всего, изменят свое мнение.
"Сейчас мы находимся на начальном этапе информатизации системы образования, мечты, которые мы лелеяли на протяжении многих лет, неожиданно стали сбываться: в школах появились компьютеры, педагоги получили возможность проходить курсы повышения квалификации, - говорит директор интернет-программ ФИО Семен Мушер.
Обучение педагогов - один из важнейших этапов программы по информатизации системы образования. "И это нелегкое дело, - полагает заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета Александр Асмолов. - Если ребенок уже живет в новом мире виртуальной реальности, и для него использовать компьютер - это нечто совершенно естественное, то педагогу, человеку другого поколения, приходится долго учиться и даже переучиваться. А сделать это он обязан: на мой взгляд, главная драма школы нашего времени - это отставание учителей от учеников".
"Я прошла курсы в нашем петербургском центре интернет-образования и теперь сама консультирую детей! - рассказывает Ирина Липатова, преподаватель истории гимназии № 177 Красногвардейского района (победитель конкурса "Учитель года). - Остается другая проблема - материальное обеспечение школ. Если мы говорим о том, что компьютеры необходимо использовать на всех уроках, значит, техника должна быть в каждом классе. Но даже в нашей гимназии, обеспеченной в этом отношении намного лучше других школ, такого нет. Что же говорить о сельских школах, которые иногда располагают одним компьютером на всех?"
Наличие этой проблемы признает и Владимир Филиппов, который рассказал участникам форума печальную историю: только после того как в захолустные сельские школы привезли компьютеры, власти регионов "открыли для себя", что в этих школах отродясь не было электричества.