ГОРЬКАЯ И ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ
Ее полное имя Мария-София-Фредерика-Дагмар. Датская принцесса. В России - Мария Федоровна Романова. Предпоследняя русская императрица, жена императора Александра III. Прожила на свете 81 год, из них 52 - в России. Мать шестерых детей, в том числе последнего русского царя Николая II.
Удивительная, всепобеждающего обаяния женщина, она пережила смерть мужа, четырех сыновей и всех внуков. Но до этих страшных потерь была на редкость полнокровная, яркая, счастливая жизнь. Этой жизни суждено было запечатлеться в набиравшей тогда силу фотографии.
Совершенно бесценные снимки, сделанные лучшими русскими и иностранными мастерами, представлены на выставке "Императрица Мария Федоровна", которая недавно открылась в маленькой продолговатой галерее архивного комитета Санкт- Петербурга и Ленинградской области на Таврической, 39. Большая часть фотографий, принадлежащая Центральному архиву кинофотофонодокументов, уникальна. Они не публиковались и широкой публике неизвестны. Даже если оставить в стороне блестящее мастерство знаменитых А. Пазетти, С. Левицкого, придворного фотографа К. Е. фон Гана, датских фотопортретистов Даниельсона, Йоргенсена, Петерсена, польского фотографа Мечковского (это особый сюжет), то и тогда можно сказать, что перед нами бесценное свидетельство одной чрезвычайно яркой семейной истории. Как верно было замечено, "кроме внешности человека, фотографии под силу запечатлевать не только воздух времени и целой эпохи, но и "поле" влюбленности". Они прожили 28 лет счастливой супружеской жизни, в течение которой любовь никогда не покидала датскую принцессу и русского цесаревича. И эта любовь сквозит в каждом снимке. Хотя каждый из них был самостоятельной личностью, со своими пристрастиями, привычками, симпатиями. И нередко их вкусы расходились до полной противоположности. Мария Федоровна обожала балы, царь их терпеть не мог, предпочитая уединенную семейную жизнь. Она была прекрасной наездницей и понимала толк в лошадях. Он верховую езду не любил, лошадей побаивался. Поэтому знаменитый конный памятник Паоло Трубецкого - художественный вымысел. Но разница во вкусах нисколько не мешала полному взаимопониманию и любви. Императрица сопровождала мужа везде - на балах, раутах, загородных и морских прогулках, даже на охоте. И все это запечатлено на старых фотопластинках. А еще на них сохранилась и вовсе неуловимая вещь - обаяние этой великолепной женщины. Оно продолжает источать магический свет. И полностью веришь Феликсу Юсупову, который свидетельствовал, что "несмотря на маленький рост, в ее манерах было столько величия, что там, куда она входила, не было видно никого, кроме нее".
Выставка получилась очень профессиональной и достойной. Жаль только, что не нашлось у нас более подобающего помещения для демонстрации таких замечательных документов. Правда, этот упрек не к создателям экспозиции, а скорее, ко всем нам - мы все еще небрежны и поверхностны по отношению к собственной истории. Хотя, с другой стороны, теснота помещения только подчеркивает долговременность и полнокровность жизни русской императрицы датского происхождения...