МЫ С ЛИДИЕЙ МАТВЕЕВНОЙ ИДЕМ ГОЛОСОВАТЬ!
<br>Вы будете смеяться. Но я, человек, многие годы работающий в отделе политики своей любимой газеты и некоторым образом отвечающий за ее "политическую" линию, мучительно решала вопрос: что мне делать в день выборов, 8 декабря. Вот только не нужно обвинять меня в "двойных стандартах", что пишу, мол, одно, а сама делаю другое. Я действительно убеждена, что право волеизъявления на выборах - одно из главнейших завоеванных нами человеческих прав, что нечего пенять на власть, если сам в свое время не пришел на выборы. Но мне мешают воспользоваться своим избирательным правом.
ДОЛГИЙ ПУТЬ К ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ
Для начала - я не живу по месту прописки, точнее, сейчас это называется регистрацией. Уже много лет тому назад, не имея возможности нормально обитать по месту этой пресловутой регистрации, я избрала местом своего проживания совсем другой район. И он мне нравится - я собираюсь когда-нибудь "легализовать" свое там проживание, я в курсе реалий этого района, всевозможных коллизий во взаимоотношениях территориального управления и МСУ, я знаю, как ходит социальный транспорт и в какое время какие магазины открываются. Так вот, в этом районе я голосовать никак не могу. Потому что не прописана, то есть не зарегистрирована.
Особо интеллектуальным гражданам объясню. Я не нелегальный иммигрант, стаж моей жизни в Санкт-Петербурге побольше, чем у многих, трудовая книжка и ИНН - все при мне. И по всем нынешним законам я вправе жить там, где вздумала, разумеется в черте Петербурга. Но увы, я не имею возможности здесь проголосовать. Как многие и многие тысячи граждан города, точно так же прописанные в одном месте, а живущие в другом. В принципе, это вопиющая несправедливость.
Нет, конечно, и среди "живущих не по месту прописки" бывают фанаты. Они в воскресенье, в день выборов, едут правдами и неправдами с Петроградской в Колпино и наоборот, чтобы опустить в урну бюллетень за своего кандидата. Но для того чтобы решиться в промозглую слякоть (или в лютый мороз) ждать трех-четырех видов транспорта, истратив несколько часов (и деньги на маршрутку), нужно понять для начала: А ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?
Зачем? В принципе понятно. Город - единый организм. В качестве клеточки этого организма я живу, мучаюсь и болею. И "паршивая овца", затесавшаяся в стройные ряды депутатов ЗС от какого угодно района, может так напакостить всему городу... Так вот я хочу узнать, какая овца паршивая, а какая вполне приличная. Ну и как мне это узнать? И вообще, какой у меня округ и где мой избирательный участок? Нет, конечно, если я позвоню в Горизбирком или окружком и представлюсь: я, мол, из "Невского времени", все расскажут и, может, даже пришлют по факсу (впрочем, схему округов, не буду врать, нарисую с закрытыми глазами, даже если ночью разбудят и попросят). А если я Мария Ивановна или Лидия Матвеевна? В последнее время мне очень понравилась роль именно Лидии Матвеевны. Марь Иванна все же смахивает на псевдоним или собирательный образ.
МЫ С ЛИДИЕЙ МАТВЕЕВНОЙ
Так вот, Лидия Матвеевна, ночуя у друзей на территории "своего" округа, то есть по месту прописки, отловила в почтовом ящике пару-тройку так называемых "выбираек" - то есть газетенок одноразового характера, которые благополучно умирают немедленно после дня голосования. Лидия Матвеевна, она... ну, допустим, обычный петербургский человек с высшим образованием и опытом разнообразной работы. От подружек, в том числе подрабатывающих на избирательных кампаниях, она наслышана, сколько в день платят человеку, разносящему по почтовым ящикам эту продукцию. Читает Лидия Матвеевна про замечательных кандидатов с фотогеничными лицами, и охватывает ее горестное недоумение. Вот, допустим, один дядя утверждает, что главное не принимать законы, а строить детские площадки и повышать зарплату учителям.
А у Лидии Матвеевны невестка работает в территориальном управлении, а тетка на пенсии продолжает учительствовать. И во время семейных праздников, как водится у наших людей... Ну это вроде как в анекдоте про канадских лесорубов, которые о чем любят поговорить?.. "В лесу о бабах, с бабами о лесе". У нас, стало быть, о работе. И чиновница нижнего звена охает во время чаепития насчет того, что какие-то там не такие поправки приняты и во дворе качели не отремонтировать, а учительница математики жалуется по поводу законов, МРОТов и всего такого прочего. В итоге Лидия Матвеевна уясняет, что повысить зарплату учителю или построить детскую площадку без принятия законов ну никак не можно... Значит, симпатичный кандидат врет.
Замученная внутренней борьбой (с одной стороны, гражданский долг - святое дело, а с другой - покупка кота в мешке есть заведомо нелепое занятие), Лидия Матвеевна начинает звонить по телефону. Ей хочется узнать у кого-нибудь: правда ли, что кандидат Пупкин - личный школьный друг спикера СФ и президента РФ одновременно? Что кандидат Пипкин не сидел в тюрьме и не расхищал бюджетные средства? Что кандидат Папкин еще молод и незрел, но зато самые умные политологи считают его надеждой всей российской дипломатии, куда там князю Горчакову? Нужно же позвонить, узнать...
ГДЕ МОЙ ОКРУГ И МОЙ КАНДИДАТ?
И тут начинается. Ни в 09, ни в платных справочных службах телефон избирательной комиссии так просто не получишь. Если к тому же подзабыла номер округа. Называешь район - дают телефон дежурного по территориальному управлению, а там все время занято. Перезванивать в справочное - там на худой конец предложат телефон Горизбиркома, по которому тоже не дозвониться. Ладно, у Лидии Матвеевны есть знакомая журналистка. Она знает какие-то там такие номера, чтобы можно было дозвониться. Выяснить свой номер округа и общее число кандидатов.
Журналистка советует Лидии Матвеевне пойти хитрыми "кривыми" путями. Например, звякнуть в муниципалитет, где прежде работал Пупкин, и узнать, что он там сделал. Выясняется, поперли оттуда за профнепригодность.
Впрочем, кто его знает - вдруг наоборот, был честный и принципиальный, а с ним расправились злые коррупционеры? А теперь и покровительственно говорят по телефону: "Да, вы правильно позвонили. Он ничего для населения не сделает, гад такой". Вот эта покровительственная интонация в разнообразных избирательных штабах, а также некоторых муниципалитетах, по сути выполняющих в эту жаркую пору функции штабов, - то, что больше всего бесит. И в конце концов приводит мою Лидию Матвеевну к мысли, сформулированной несколько грубо: "Ну их всех. Не пойду голосовать. У меня стирка будет".
...Не забуду, как где-то в начале 90-х в слякотную зиму я шла, навьюченная сумками и авоськами, тащила за собой измаянное продленкой дитя и остановилась у тогдашней "Стены плача" - кто помнит, было такое место на Гостинке. Там какой-то нацик раздавал листовки. Я прикинулась "чайником" (что было легко сделать: представьте себе обмотанную платком с выбивающимися из него лохматыми волосами тетку в жутких очках - тогда еще было сложно достать приличную оправу, постричься у приличного парикмахера и вообще купить продукты, не рыская по всему городу, а рядом с домом). Стала выспрашивать нацика "про программу" и выяснять, что ему плохого сделали евреи. Прыщавый хмырь стал меня поучать. Тут же подошел еще один юноша, оказавшийся представителем лагеря демократов, и тоже начал вещать - все как раз умно и правильно, но говорил таким тоном, как говорят с дебилами. Тогда пришлось представиться и объяснить юноше, что извините... ну то есть фиговый из него агитатор. Но не могу же я это объяснять сейчас на всех предвыборных пикетах!
ГОЛОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
У моего сына немножко больше свободного времени, чем у меня. И он нашел себе развлечение - подходить к этим самым пикетам. Вот его впечатление:
- Знаешь, мама, самое прикольное, когда я подхожу и серьезно спрашиваю: а какая у вашего кандидата экономическая программа? Что он думает по поводу дефицитности или бездефицитности бюджета? О разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами? Меня тут же начинают почему-то грузить военной реформой. А я спрашиваю: а как все эти штуки реализовывать на уровне ЗС? Короче, где деньги брать и как их тратить? Знаешь, какие у них после моих вопросов лица! Жалко мне людей, их наняли за стольник и сказали: стой у стенда...
Но из всего этого он сделал совершенно неожиданный для меня вывод:
- Все это делается для того, чтобы голосовать не ходили нормальные люди. Значит, голосовать все-таки нужно. И я бы на твоем месте не впадал в депрессию, тем более что ты-то владеешь информацией. И другие тоже не дураки и все узнают - Питер город маленький. Есть и нормальные кандидаты, может, просто у них пиарщики плохие. Люди же у нас еще учатся...
- Ты бы к сессии лучше готовился, чем по пикетам шляться, - буркнула я, а сама подумала: действительно, если нас с лидией матвеевной всячески отвращают от участия в выборном процессе, значит, это кому-нибудь нужно? Решено: мы идем голосовать!