КТО У НАС В ОТВЕТЕ ЗА СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО?
О ком нужно заботиться больше: о пожилых и больных людях или о детях? Если мы перестанем помогать старикам и инвалидам, мы перестанем быть людьми. Если забудем о подрастающем поколении, то просто перестанем быть, убеждены участники круглого стола "Дети - потенциал России", организованного региональным отделением партии "Единая Россия". Такая тема для дискуссии выбрана неслучайно: уж слишком много проблем у нашего "счастливого детства".
Доступность образования, здоровье, отдых, воспитание - любая из этих тем может дать повод для очень серьезных размышлений и критических замечаний. Но вчера были названы две проблемы, страшные последствия которых должны тревожить не только педагогов, врачей и журналистов, но и все общество. Речь о детской беспризорности и безнадзорности. "Беспризорность начинается с юридических проблем, - говорит председатель Санкт-Петербургского отделения Красного Креста Татьяна ЛИНЕВА. - Например, в милиции подобранного на улице или вокзале ребенка могут задержать только на три часа. За это время даже установить его личность невозможно, потому что многие дети скрывают, кто они, откуда. А через несколько часов его снова выпускают на улицу".
Может быть, поэтому в милиции вообще так неохотно занимаются этими несчастными детьми? Татьяна Линева пыталась помочь детям, ночующим у станции метро "Канал Грибоедова". В отделении милиции ей заявили, что дети - "не их", а метрополитена. В метрополитене объяснили, что так как дети ночуют за дверьми станции, то это проблема транспортной милиции. В транспортной милиции не согласились: если бы это был переход в метро, который выходит на дорогу, то они бы приняли участие в судьбе подростков, а так это проблема отделения милиции. Нуждается ли эта безумная история в комментариях?
Парадокс: у нас столько ведомств, отвечающих за счастливое детство, столько контролирующих организаций, столько чиновников, теоретически ответственных за права ребенка, что, кажется, ни одна детская слезинка не должна остаться безнаказанной. Но вот вам еще пример, рассказанный Людмилой ВЛАДИМИРЦЕВОЙ, координатором норвежской программы Красного Креста "Помоги ребенку": среди 50 бездомных детей, которых каждый день кормит эта организация, есть два брата Лебедевых из Кронштадта. Их родители продали квартиру, и теперь мальчики 11 и 13 лет - бомжи. Очевидно, что права этих детей, защищенные российским законодательством, нарушены. Никто не имел права разрешать сделку с квартирой, если при этом ущемлялись интересы детей. Спрашиваю участников круглого стола: что конкретно нужно сделать, чтобы найти виновных и вернуть мальчишкам их жилье? Ведь проследить цепочку - кто подписал необходимые для сделки документы - не так уж сложно. Почему не наказать этого чиновника, не потребовать возмещения ущерба?
"Доказать незаконность сделки можно только в суде, а такие суды длятся 6-7 лет", - объясняет Любовь ОГНЕВА, уполномоченный по правам детей в Санкт-Петербурге. У Любови Огневой есть опыт подобных судебных разбирательств, и, к сожалению, есть все основания говорить, что судьи очень часто находят причины затягивать принятие решения. В результате дети, по вине взрослых ставшие бомжами, растут на улице, попадают в криминальные группировки, становятся наркоманами.
"Десять лет назад большинство наших подопечных были токсикоманами, сейчас они предпочитают героин, - говорит Василий СЕРЕДА, директор Санкт-Петербургского реабилитационного центра. - Сегодня в стране открываются все новые и новые приюты, только в Москве после выступления президента России, поднявшего проблему беспризорников, открыли еще 47 подобных учреждений. Но ведь мы не можем всю страну покрыть приютами! Мы все время "бьем по хвостам" вместо того, чтобы заниматься превентивными мерами".
Американцы считают профилактическую заботу о детях экономически выгодной: каждый вложенный в ребенка доллар приносит 4 доллара прибыли. Это значит, что потом не придется тратить государственные средства на содержание преступников в тюрьме, на лечение наркоманов, на возмещение ущерба от совершенных ими преступлений. Наконец, нормальные граждане будут честно работать и платить налоги, пополняя казну, а не вымогая социальные пособия.
Так вот, профилактика, по мнению участников дискуссии, это прежде всего работа с семьей. Безнадзорный ребенок может иметь папу и маму, абсолютно безразличных к воспитанию собственного чада. Но не только проблемные семьи нуждаются в особом внимании государства, общественных организаций, муниципальных советов. Сегодня дети из хороших, но с очень скромным достатком семей тоже могут оказаться в зоне риска. Родители трудятся на трех работах, дети остаются без присмотра, после уроков они предоставлены сами себе. И в такой ситуации совершенно особое значение приобретает то, какие возможности мы готовы им предоставить.
"Сегодня даже детям из благополучных семей некуда пойти, - замечает директор гимназии № 622 Маргарита ЖУКОВА. - Депутаты вспоминают о детях, только когда начинается предвыборная кампания. А разве так сложно сделать зимой бесплатный каток, где собирались бы подростки, играли, соревновались между собой? Я готова предоставить место около школы, чтобы сделать площадку для скайтеров. Но ни муниципальные советы, ни депутаты не откликаются на это предложение".
Детям, которые учатся в 622-й гимназии, повезло: здесь созданы все условия, чтобы детям было чем заняться после уроков. Но, во-первых, руководители в учебных заведениях разные, а значит, и хорошие условия есть не везде. Во-вторых, требовать от учителей решить государственную проблему детской безнадзорности было бы по меньшей мере несправедливо. "И так сегодня школа - единственный институт, который занимается социализацией детей", - замечает депутат Государственной думы Валентина ИВАНОВА.
Проблема не в том, что у нас не хватает законов, чтобы защитить детей, а в невероятной, абсурдной межведомственной разобщенности и возмутительном равнодушии чиновников, - убеждены участники вчерашнего диспута. "Если каждый на своем месте без всякого творчества, просто выполнял бы свои обязанности и соблюдал законы, проблем осталось бы намного меньше", - со словами уполномоченного по правам детей в Санкт-Петербурге Любови Огневой согласились все. В этом году в нашем городе приняты законы, посвященные профилактике правонарушений несовершеннолетних и наркомании. Но о них... мало кто знает. Огнева подтверждает: дети и их родители, которые обращаются к ним за помощью, не знают ничего о том, что для них делается в городе.
По мнению Ивановой, необходимо, чтобы в решении недетских проблем подрастающего поколения участвовала общественность, причем в каждом регионе следует создать специальную комиссию, которая бы занималась этими вопросами. "Нужен общественный контроль и партийное влияние, необходимо создавать детские общественные организации, проводить фестивали детского и юношеского творчества", - убеждена депутат Госдумы. Кстати, ее предложение о конкурсе на школу, где лучше всех в городе организован детский досуг, поддержала первый заместитель главного редактора газеты для детей и подростков "Пять углов" Нонна ТИМОШЕНКОВА. Почему бы главными судьями в этом конкурсе не сделать самих детей? Пусть пишут в газету, рассказывают о том, как замечательно они живут в своей школе после уроков.
"Нормальное стремление любого общества - дать детям лучшее. Но мы почему-то с каким-то лихим задором отказались от всего, что сделали для детей несколько поколений, - говорит профессор, декан философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, председатель регионального отделения партии "Единая Россия" Юрий СОЛОНИН. - Поэтому сейчас мы берем на себя эту трудную задачу, прекрасно понимая, что придется держать ответ перед обществом. Но и говорить, что решение этих проблем - дело исключительно чиновников, не наша позиция".
Юрий Солонин убежден, что такой разговор нужен, причем поднимать эту тему в обществе необходимо постоянно, чтобы держать в напряжении общественное внимание. Но, пожалуй, в такой диалог нужно вовлекать не только тех, кто и так каждый день сталкивается со страшными трагедиями маленьких человечков и пытается им хоть как-то помочь. В нашем обществе сегодня очень много благополучных и равнодушных людей, убежденных, что лучший выход - не замечать чужих проблем. Наверное, задача тех, кто вчера принимал участие в разговоре, - объяснить всем нам, равнодушному большинству, что, брезгливо отворачиваясь от бездомных детей, мы лишаем будущего не только их, но и себя, и своих детей. Потому что выброшенное на улицу поколение не простит нам своего "счастливого детства".