НАШ ЖЕРАР
СЕГОДНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ФРАНЦУЗСКОГО АКТЕРА
Он вполне мог бы дожить до своего юбилея, но смерть призвала его к себе в 37 лет. Воплощение романтического духа Франции, ее изящества и остроумия, роскоши красивых жестов и напряженных духовных поисков свободной мысли - все это вместил Жерар Филип в свои роли на театральных подмостках и в кино. Для французов он был символом нации. Рядом с ним любая женщина становилась красавицей, а с прекрасным полом ему везло. Жанна Моро и Мария Казарес, Симона Синьоре и Мишель Морган, Даниэль Даррье, Анук Эме и Джина Лоллобриджида были его партнершами. Но он, обожаемый тысячами поклонниц, был верен своей жене Анне, которую любил беззаветно.
Он сыграл лучшие роли мирового театрального репертуара ("Рюи-Блаз", "принц Гомбургский", "Лорензаччо") и стал экранным воплощением героев национальной классики. В его гармоничной душе находилось место сомнениям римского императора Калигулы из одноименной интеллектуальной драмы Альбера Камю и прагматизму стендалевского Жюльена Сореля ("Красное и черное"). Его ясный, открытый взор выплескивал на зрителей страдания художника Амадео Модильяни ("Монпарнас, 19") и скрывал ранимую душу красавца-офицера из "Больших маневров". Филип недаром играл роли в картинах со столь многозначными названиями, как "Дьявол во плоти" и "Ночные красавицы", "Красота дьявола" и "Опасные связи". Но его никто и никогда не воспринимал как некий секс-символ эпохи. Как мужчина, в жизни и в лицедействе он был безупречен. Вне подозрений.
В яркой, но краткой артистической карьере Жерара Филипа были две роли, которые оказались по-особому дороги поклонникам его таланта в СССР. То был князь Мышкин в экранизации "Идиота" Достоевского и, конечно же, бессмертный Фанфан-Тюльпан, который впервые лихо выпрыгнул на экраны всего мира ровно полвека назад. Режиссер Кристиан-Жак навсегда обессмертил свое имя созданием фильма, в котором так и брызжет, словно игристое шампанское, неистребимый галльский дух. Нам так не хватало той свободы, с которой Жерар Филип был Фанфаном. И тогда, и сейчас. Недаром, когда актер в середине 50-х годов приехал в нашу страну, его узнавали на улицах и окликали: "Эй, да это же наш Фанфан-Тюльпан! Привет!"
Когда дотошные журналисты расспрашивали Жерара Филипа о городах, которые произвели на него наибольшее впечатление, то он наряду с Варшавой, Римом и Пекином назвал Ленинград. Что-то, видимо, пришлось ему по душе в строгом, стройном виде северной столицы. Правда, было это так давно, что об этом помнят только наши родители. Но странным образом, когда в очередной раз по телевизору показывают "Фанфана-Тюльпана", у экранов собирается немалая зрительская аудитория. И вновь мы видим вечно молодого и стремительного Филипа. Таким он и остался с нами...
Его похоронили 28 ноября 1959 года на кладбище его родного города Раматюэле, что находится неподалеку от Канн, на Лазурном берегу. В мир иной Жерар Филип отправился в сценическом костюме Сида, которого сыграл 199 раз. Двухсотый "выход" на публику оказался трагически безысходным. Совсем недавно мрачный нелюдим Марлон Брандо признался, что Жерар Филип - его любимый актер. Объяснение симпатии американской звезды к звезде французской было исчерпывающе кратким: "Он умел дарить людям добро".