ЕСЛИ ШКОЛЕ УГРОЖАЮТ ТЕРРОРИСТЫ...

В минувшую среду в средней школе № 553 прошел тематический семинар для директоров школ Фрунзенского района с весьма "взрывоопасным" названием: "Действия в экстремальных ситуациях, связанных с терроризмом". Впрочем, для тех, кто хорошо знаком с положением дел в наших питерских образовательных учреждениях, необходимость в обучении педагогов приемам противостояния терроризму надуманной не покажется.

Так, например, сухая милицейская статистика красноречиво говорит, что в том огромном вале телефонных сообщений о заминированиях (в основном ложных), который обрушился ныне на наш город, львиная доля (41,5%) приходится на звонки несовершеннолетних. Детишки "минируют" родную школу и потому, что учитель обещал сегодня спросить, а уроки не выучены, и потому, что не успели подготовиться к контрольной, и просто из озорства - посмотреть, как "весело" все потом будут суетиться. Однако не исключено, что какое-нибудь из таких сообщений о заминировании пустышкой совсем не окажется. И на семинаре, организованном питерским УФСБ, было рассказано о таком случае, произошедшем в одной из школ в 1997 году. Причем консультантом юного террориста оказался в данном случае его собственный отец-военный. Правда, выступил он в этом качестве, сам того не ведая: просто наивно проконсультировал своего отпрыска-старшеклассника якобы перед контрольной работой по химии, подсказал, что может произойти при смешении некоторых химических ингредиентов. Впрочем, как жаловались присутствовавшие на семинаре директора, теперь юным Альфредам Нобелям ни к чему уже прибегать к подобным ухищрениям - с попустительства местных администраций в киосках сейчас (причем зачастую совсем неподалеку от школ) в изобилии продается самая разнообразная китайская пиротехника. А для того чтобы запихнуть ее в стеклянную или металлическую банку - для получения осколочно-фугасного эффекта, - право же, семи пядей во лбу иметь не нужно. В итоге ложного или, не дай Бог, истинного предупреждения о "бомбе" в школе возникает самая что ни на есть экстремальная ситуация: передача информации в милицию, организация экстренной эвакуации учеников и преподавателей (причем сделать это надо так, чтобы ни в коем случае не возникло паники), предотвращение попыток любопытных ребятишек проникнуть обратно... И все это надо успеть организовать как можно быстрее, желательно еще до прибытия на место представителей правоохранительных органов и до организации милицейского оцепления. Но пока профессионалы не прибыли, все хлопоты по организации мер безопасности ложатся в первую очередь на плечи директора школы. Именно он в этот момент должен быть для своих учеников и подчиненных "и царь, и Бог, и воинский начальник"! Но легко сказать - "стать воинским начальником", гораздо труднее это сделать. Особенно женщине, самой природой предназначенной для совершенно иного поприща! А как успел заметить корреспондент "НВ", среди многочисленной аудитории директоров, собравшихся в среду в 553-й школе, был только один мужчина. Тем очевиднее представляется необходимость в таком семинаре, особенно когда на нем своим богатым опытом делятся с директорами школ суперспециалисты из действующих сотрудников УФСБ, а также ветераны, отдавшие большую часть своей жизни службе в силовых структурах. Немало интересного было рассказано присутствовавшим на семинаре и о психологии и поведенческих особенностях террористов. Ибо и эти знания для директоров школ могут оказаться вовсе не лишними. Ведь недавние события в Москве, в Театральном центре на Дубровке, со всей очевидностью доказали, что никто из нас не гарантирован от того, чтобы стать заложником, в том числе и дети! В Петербурге, к счастью, такого еще не происходило, но опыт некоторых других российских и белорусских городов с неменьшей очевидностью доказывает, что детские учреждения, в силу того что там практически отсутствует какая-либо серьезная охрана, вполне могут стать весьма соблазнительным объектом для нападения террористов. На семинаре были показаны соответствующие видеоматериалы, доказывающие небеспочвенность таких опасений. Директорам школ было рассказано немало полезного и о том, как вести себя в положении заложника, и о том (и это, пожалуй, главное), что делать, если в такой ситуации окажутся ученики. Ведь известно, что дети, особенно маленькие, в силу своей неопытности склонны усматривать в таких случаях скорее забавную игру, нежели серьезную опасность. Поделились с аудиторией ветераны силовых структур и теми специфическими приемами ведения переговоров с террористами, которые находятся на вооружении у психологов, сотрудничающих с правоохранительными органами. Научили директоров школ и таким антитеррористическим премудростям, как грамотный осмотр помещений на предмет выявления в них подозрительных предметов, и составление психологического портрета террориста по ряду косвенных признаков: их, например, можно выявить в телефонном разговоре с преступником. Впрочем, задачей настоящей публикации вовсе не является раскрытие всех тех специфических приемов, которыми поделились с директорами школ действующие сотрудники и ветераны силовых структур. Лучше оставим пока в тайне эти новые знания. Думаем, что теперь тех, кто попробует угрожать школам, будет ожидать немало неприятных сюрпризов...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.