ИНДИЯ: ДЕМОНТАЖ И НАВИГАЦИЯ

По истечении без малого 55 лет последовательной реализации, индийскую экономическую модель следует считать состоявшейся. Об этом свидетельствует произведенный поэтапный демонтаж столь грандиозных проблем, что малой их части хватило бы, чтобы привести к гибели величайшую из человеческих цивилизаций. Роль поразительно точной навигационной системы в координации усилий политиков играла и продолжает играть индийская экономическая наука. Статус ее широкого признания зафиксирован присуждением в 1998 году Нобелевской премии в области экономики индийскому ученому, доктору Амартья Сену (Amartya Sen).

...В конце 1940-х годов в стране наблюдалось никем не контролируемая миграция огромных масс населения, беспрецедентный в мировой истории уровень безработицы, неграмотность, голод. Восстания, стихийные выступления, кровавые столкновения на межнациональной и межконфессиональной основе... На фоне этой чудовищной драмы 15 августа 1947* года состоялась передача государственной власти Индийскому национальному конгрессу, возглавляемому Джавахарлалом Неру (Jawaharlal Nehru), премьером Индийского Союза. Исходные позиции: нулевой цикл развития национальной экономики, 565 независимых от всего мира правителей-махараджей, 17 основных языков и 844 диалекта, 6 основных и великое множество второстепенных религиозных конфессий и около 440 млн** голодных людей, среди которых практически никто не представляет себе, к чему конкретно это обязывает - жить в своем государстве. Тогда в успех мало кто верил. Исчислять объем работы, проделанной первым правительством независимой Индии с 1947 по 1949 год, удобнее всего современными средствами - в мегабайтах. Была проведена первая в истории Индии административно-территориальная реформа, кадастр земель, земельно-налоговая реформа, национализация принадлежавшей ранее колониальным властям собственности (Reserve Bank of India, 1 июля 1948 г.), создана государственная промышленная корпорация (1948), сформированы принципы промышленной политики государства (6 апреля 1948 г.), подготовлен проект конституции, проработаны принципы внешней политики государства (Джайпур, 1948) и многое другое. Не будем забывать и о тех дополнительных трудностях, с которыми столкнулась страна при ее разделе в соответствии с планом Маунтбэттена, последнего вице-короля Индии. Помимо проблем, связанных с переселением народов, правительство Неру вынуждено было решать вопрос о возникшем дефиците сельскохозяйственной продукции, так как значительная часть активов отрасли осталась на территории Пакистана: 40% всего производства хлопка, 85% джута, 40% пшеницы... К этому же времени относится и первый вооруженный конфликт с Пакистаном (22 октября 1947 г. - 1 января 1949), потребовавший участия в его разрешении Совета Безопасности ООН. За первые два года существования Индийского Союза к нему присоединилось 555 княжеств (46 вошло в состав Пакистана). Процесс их интеграции проходил в целом безболезненно. Было три проблемы: Джунагадх, Хайдарабад, Кашмир... 6 апреля 1948 года Джавахарлал Неру, преодолевая активное сопротивление со стороны промышленников и банкиров, обнародовал декларацию о промышленной политике государства. Ее основное положение, оказавшее поистине определяющее влияние на всю последующую историю Индии, состояло в провозглашении принципа о государственном регулировании в промышленности. 26 января 1949 года была принята Конституция Республики. Она вступила в законную силу 26 января 1950 года***. С этого момента начинается история нового государства - Республики Индии. Президент страны является главнокомандующим вооруженными силами. Он назначает премьер-министра, рекомендует к назначению министров центрального правительства и губернаторов (раджпаркукхов) штатов. Президент утверждает законодательные акты, как принятые центральным парламентом, так и законодательными собраниями штатов, используя "право вето", приостанавливает действие конституции. Президент избирается специальной избирательной коллегией, образованной депутатами парламента и законодательных собраний штатов. Высшим органом государственной власти является двухпалатный центральный парламент, состоящий из Лок Сабха (народной палаты) и Раджья Сабха (совета штатов). Законодательная власть в штатах представлена законодательными собраниями. Один раз в пять лет законодательные собрания и народная палата переизбираются путем всеобщего голосования. Один раз в пять лет президент формирует коллегию выборщиков из числа заслуженных деятелей культуры и науки (12 человек), которые избирают совет штатов из числа депутатов их законодательных собраний. Длительный и многотрудный период в новейшей истории Индии с 1947 по 1991 год экономисты называют периодом политики импортозамещения. Перед страной стояла задача космического порядка - создание национальной экономики. В результате принятых мер национальных доход на душу населения за период с 1951 по 1991 год удвоился, уровень смертности (на тысячу человек) снизился почти втрое, уровень детской смертности - вдвое, процент грамотности увеличился с 18,3 до 52,2%, а продолжительность жизни в стране с 32,1 до 59,4 года. В 1991 году Индия вступила в завершающую фазу экономических преобразований. Реформа 1991 года ориентирует национальную экономику страны на экспортообразующее направление. Значительно сокращена доля собственности государственного сектора в экономике, преодолены инвестиционные барьеры, изменена в соответствии с современными требованиями налоговая и правовая база в области частного предпринимательства. * - 15 августа - День независимости Индии. ** - по официальным данным переписи населения 1951 г., население Индии на тот период составляло 436 948 000. *** - 26 января - День республики.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.