ЭРМИТАЖ ОТЧИТАЛСЯ ПЕРЕД ГОРОДОМ
7-9 декабря - дни Эрмитажа. Эти даты выбраны потому, что 7-го - день святой Екатерины, а Екатерина Великая для Эрмитажа - прародительница. Ну а в один день праздник такого большого музея просто не поместится. Музей принимает гостей, делает самому себе и посетителям подарки и поздравляет своих друзей. В Главном штабе открылась Международная конференция друзей Эрмитажа. В фойе Эрмитажного театра - выставка публикаций музея. На выходных в Зимнем дворце будет кипеть светская и культурная жизнь - концерты, вечера, премьеры.
Что такое Эрмитаж? Сокровищница искусства, главный музей города, место, куда забегает, пусть и на полчаса, всякий, кто приехал в Петербург хотя бы на день, - все это правда. Но эта правда не является полной без одного очень важного утверждения. Эрмитаж - это учреждение. Да, как это ни кощунственно звучит, но музей - та же контора, просто со своей спецификой. У него есть социальная программа, есть бюджет, есть производственные планы, есть ударники труда и ветераны и много чего другого, что обычно мы никак не ассоциируем с музеем как "храмом искусства". Но, чтобы он мог быть таким храмом, тысячи людей ведут невидимую для "простых смертных посетителей" работу. Об этой работе и рассказывал журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Среди важных событий этого года директор выделил два, которые он сам считает наиболее значительными. Во-первых, это приобретение Владимиром Потаниным "Черного квадрата" Малевича и передача его в дар музею. "Этот год был годом "Черного квадрата", - сказал Михаил Борисович. И важность этого события не только в том, что это картина мирового уровня и многие музеи за нее сражались, не только в том, насколько важен Малевич в формировании коллекции современного искусства, но и в том, что сам акт дарения музею такого подарка - новый этап в отношении российских меценатов к музеям. Вторым сопоставимым по важности событием была названа выставка, посвященная Мексике. Их не было в России последние 40 лет, подобных выставок не много проходит в мире.
Эрмитаж, как и весь город, копит силы для последнего рывка в юбилейной гонке. В мае музей должен предстать взорам многочисленных гостей в обновленном виде. Ключевая выставка будет посвящена Петру I. Причем, как пообещал Михаил Борисович, по количеству и качеству материалов она будет уникальной и для самых взыскательных петербуржцев. Ну а в день города, 27 мая, музей будет работать круглосуточно и бесплатно.
Из последнего отреставрированного Эрмитаж представил журналистам 2 картины и 2 зала. Портрет Александра I работы Франца Крюгера должен будет занять свое законное место только после реставрации галереи 1812 года. А вот картина голландского живописца XVII века Якоба Дюка "Военная стоянка", более 100 лет проведшая в запасниках, скоро будет включена в постоянную экспозицию. Зал архаики находится на заключительном этапе реставрации, в нем будут размещены те же экспонаты из древнегреческой коллекции, что и ранее. Но благодаря роскоши обновленной отделки зала, иному расположению витрин, продуманной системе освещения знаменитые эрмитажные вазы заиграют свежими красками. Зал "Древний Передний Восток" открылся для посетителей после тридцатилетнего перерыва. Коллекция, пусть и небольшая по объему, дарит яркое впечатление о богах и людях, живших в долине рек Тигр и Евфрат тысячелетия назад.
Те, кто следит за жизнью главного музея Петербурга, и сами могут составить такой отчет. В нем не будет колонок, цифр и процентов, но появятся события и выставки, которые запечатлелись в памяти как самые интересные, - и это лучший подарок музею в его день.