БЕЗЗАЩИТНОСТЬ ОДИНОКОГО ГОЛОСА

"Ночь. Улица. Фонарь. Аптека". - ХХ век.<br>Сад. Сумерки. Фонтанка. Флигель. - XXI век.<br>Место действия - Петербург. Главный герой - поэт.

Так обычно пишут драматурги в начале пьесы. Мы скажем проще: в час декабрьского вечера в доме поэта с окнами в сад звучали стихи. Дом этот - Музей Анны Ахматовой, стихи читала Татьяна Вольтская, они были из ее новой книжки "Цикада". Не видя смысла в датах, Татьяна делит свои стихи на зимние и летние. Летние она выхаживает за городом, бродя в резиновых сапогах то по болотам, то по размытым дождем тропинкам, то в лугах, промокших от ночной росы. А зимой ходит по знакомой всем петербуржцам жиже здесь, в городе. И вы можете подумать, что ее стихи рождаются не из "всякого сора", а только из сырости и влаги. Конечно, нет! Открывая этот вечер, Андрей Арьев сказал: "Существует лирическая поэзия, которая основана на том, что человек выворачивает себя наизнанку, как писали Блок, Цветаева, Бродский. Поэзия Татьяны Вольтской именно такого рискованного свойства, когда появляется голос, который сразу открывает наружу все, что прячется у человека внутри. Причем эта смелость на грани риска. Это отнюдь не дачная поэзия. Это поэзия - как вырвавшийся наружу заповедный крик". Трагично звучит беззащитный одинокий голос: Пусть мы не можем вместе засыпать И просыпаться, но за пядью пядь Мы вместе к смерти приближаться можем. В каком-нибудь недальнем феврале Сумеем мы лежать в одной земле, Которая нам будет общим ложем. В сборник вошли стихотворения последних четырех лет, но есть одно-два стиха, написанные почти 15 лет назад. Эти стихи-предсказания так органично звучат в горькой интонации всей книги, что даже искушенные знатоки поэзии не сразу открывают для себя эту важную особенность. Зато видят в книге другую - здесь "слово становится плотью". В строчках стихов пригородного пространства, в риске, свойственном всей лирической поэзии, в словах, которые почти что не слова, а ноты, Борис Аверин нашел философские формы. Невероятную глубину стихи приобрели в этой простоте: "Не в небе, не в земле, в траве секрет творенья...", "Бог - это ревность...", "Кто изменил, тот изменился...". "Цикада", третья книжка поэта, давно уже собранная и подготовленная к печати, так и осталась бы в "столе" автора, если бы не издательство "ФЕНИКС", в котором вышли первые две книжки Татьяны Вольтской - "Стрела" и "Тень". Владимир Аллой издал последний сборник стихов как бы посмертно - так предложила Татьяна Притыкина, возглавляющая теперь это издательство.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.