"МОЯ ПРОФЕССИЯ - ТЕАТР"
Новую, увы, посмертную книгу Рубена Сергеевича Агамирзяна, известного режиссера, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, я получил случайно: издательство выдало составителям лишь первые сигнальные экземпляры. А меня попросили передать один из них нашей общей знакомой, которая в скором времени собиралась отметить свой день рождения. Событие должно было состояться неделю спустя, и я, естественно, решил слегка пролистать книгу дорого мне человека.
С Рубеном мы дружили со студенческих лет, и спектакли его я хорошо знал и любил. Понимал, что его книгу мне подарят позже, когда появится весь тираж, и тогда я прочту ее внимательно. Однако, проглядывая страницу за страницей, я не мог остановиться и с головой ушел в материал. Я прочитал книгу с таким интересом отнюдь не только потому, что мысли автора были мне известны и близки. И даже не потому, что театральных деятелей, о которых Рубен Сергеевич рассказывает так живо, иногда с добрым юмором (эта черта всегда была свойственна ему, он и к себе относился подчас с иронией!), я тоже знал и любил. Но по совершенно другим причинам.
В его книге, где собраны статьи, интервью, воспоминания, написанные в далекие теперь уже 60-80-е годы, поднимаются проблемы, которые и сегодня, как оказалось, стоят перед нашим театром. Проблемы репертуара, подчиненного в наш рыночный век не столько художественным задачам, сколько кассовым требованиям момента. Проблемы режиссуры, в ряде случаев отступившей ныне от заветов великих учителей русской сцены, которые в своих спектаклях стремились утвердить высокие нравственные принципы, разнообразие образов, стилистику, соответствующую эпохе, самой структуре пьесы. Сейчас же многие режиссеры, особенно молодые, сознательно пренебрегают эстетическим своеобразием драматургии и поглощены лишь агрессивным самовыражением, что ведет к обеднению сценического произведения. Как в сфере содержания, так и художественного языка. А вопросы воспитания будущих актеров, режиссеров! Сейчас это одна из самых болезненных проблем. Между тем Рубен Сергеевич занимался ею на протяжении всей творческой жизни.
Не следует забывать, что он сам в свое время прошел великолепную театральную школу. Ведь его учителями были Леонид Сергеевич Вивьен и Георгий Александрович Товстоногов. Он работал в молодые годы с выдающимися мастерами Александринского и Большого драматического театров. Необычайно вдумчиво относящийся к проблеме театрального образования, со временем он стал превосходным театральным педагогом. Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, который он возглавлял 25 лет, и сегодня почти наполовину состоит из его учеников. Многие из них - народные и заслуженные артисты России - активно участвуют в современном театральном процессе. В связи с этим включенные в книгу Рубена Сергеевича размышления о театральной педагогике являют несомненную ценность и в наши дни. Ведь и сейчас продолжаются споры, каким должен быть будущий актер, что ему надлежит освоить на студенческой скамье. Некоторые полагают, что на выпускном спектакле прежде всего необходимо обнаружить подготовленность и склонность студентов к эстетическим нормам современного коммерческого театра. На мой взгляд, это очень опасная мысль! В студенческие годы, как мне кажется, важно овладеть высокими принципами сценического ремесла, прикоснуться к классическим созданиям, суметь раскрыть специфику их художественного стиля, сложную структуру роли, овладеть особой природой русского литературного языка и т. д. Когда же речь заходит о современной пьесе, то и тут существенно, чтобы студент прошел через наиболее значительные произведения, которые позволили бы ему раскрыть глубинные проблемы эпохи, создать неоднозначный образ нашего современника.
Все эти мысли содержатся в книге Рубена Сергеевича. Они в ней развернуты и подробно аргументированы. Его идеи относительно театрального образования нисколько не устарели и сегодня. Наоборот, они приобрели сейчас насущную остроту.
Новая книга Рубена Сергеевича Агамирзяна прекрасно издана. Ей предпослана вступительная статья Ольги Лебедевой, дающая полное представление о жизни и творческой судьбе ее автора. Составители книги - Галина Иосифовна и Игорь Рубенович Агамирзяны - проделали огромную работу и над тщательно выверенными приложениями к ней, в которых представлены ученики Рубена Сергеевича за все время его педагогической работы, хронограф его жизни и деятельности и многое другое.
Книга вышла к юбилею Рубена Сергеевича Агамирзяна - 20 декабря ему могло бы исполниться 80 лет. Но его нет с нами уже более десяти лет. Его книга, однако, свидетельствует, что в сфере творчества он продолжает жить. И продолжает участвовать в современном театральном процессе.