ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ ПОСВЯЩЕННЫХ

На днях Русский музей устроил для журналистов пресс-тур по своим объектам - дирекция решила продемонстрировать ход подготовки к юбилею, обнародовать программу торжеств.

На лице директора музея Владимира Гусева читалась некоторая обеспокоенность - не обернутся ли его благие намерения против него самого, не увидят ли журналисты вместо того, что уже сделано, только то, что еще не доделано? Такая опасность есть всегда, все мы любим считать соринки в чужом глазу. Но политика открытости и прозрачности - лучший аргумент против любых обвинений. Когда перед тобой распахивают двери еще закрытых на ремонт объектов, проводят по залам и объясняют, что будет открыто, и в каком месяце, и какой подрядчик проводит работы, и какие были проблемы, настраиваешься не на ругательный лад, а на конструктивное обсуждение. Все то, что было нам показано, посетители увидят не раньше весны в уже доведенном до блеска и лоска виде. К числу объектов Русского музея относятся и Михайловский замок, и Строгановский дворец, и Мраморный дворец. В таком порядке мы их и объехали. ЗАМОК ВНУТРИ И СНАРУЖИ Михайловский (Инженерный) замок уже издалека ошеломляет горожан своим обновленным цветом фасадов. Из грязно-терракотового он превратился в нежно-оранжевый - именно таким здание было задумано в начале XIX века. На центральном, южном, фасаде восстановлена библейская надпись: "Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней" - она была снята при реставрации в 1935 году. Как и весь замок, надпись эта имеет мистический оттенок: она состоит из 47 букв, именно столько лет прожил император Павел. Все знают, что Михайловский замок был окружен по всему периметру каналами с водой, через каналы было перекинуто 9 мостов. К маю планируется восстановить Воскресенский канал, проходивший вдоль южного фасада. Через него от центрального входа был перекинут трехпролетный мост - два его гранитных пролета были просто засыпаны землей и сейчас уже открыты, третий восстанавливается. Целиком восстановить фортификационную систему замка вряд ли удастся, но будут пытаться по максимуму приблизиться к первоначальному облику, когда окружающая территория создавала единый ансамбль со зданием и площадью. Парадный вестибюль музея будет оборудован в покоях великого князя Александра Павловича на первом этаже. Там посетителей будет встречать Павел I, восседающий на троне, - гипсовая модель памятника изготовлена скульптором Владимиром Горевым. Будут восстановлены Парадная лестница, Тронный зал императрицы Марии Федоровны, покои великого князя Константина Павловича, Общая столовая, зал Антиков и галерея Рафаэля. Уже восстановленная потолочная роспись - и прожекторы, освещающие это великолепие, позолоченные рамы - и заляпанные краской стекла, кусками положенный ценный узорный паркет - и груды строительного мусора. Так выглядят эти залы сейчас. Вспомните состояние своей квартиры во время капитального ремонта. Сами-то жильцы попривыкли уже, видят все изменения к лучшему, оценивают, какой остался объем работ и в какие сроки реально его можно выполнить. Ну а случайно забежавший гость смотрит вокруг с плохо скрываемым ужасом: неужели это - и можно когда-нибудь закончить? Да здесь же конца-краю не видно! Такими смущенными гостями и ходили мы, обходя мешки с мусором, пытаясь не испачкаться в побелке, с любопытством посматривая на рабочих, расположившихся на обед в исторических интерьерах. "Мы прекрасно понимаем, как опасно показывать недоделанную работу. Если бы мне показали разрытую территорию, а потом сказали, что здесь будет город-сад, я бы усмехнулся и не поверил, - сказал Владимир Гусев. - Но недостаток информации рождает слухи". ЧАСТНЫЙ ОСОБНЯК И ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ Примерно такая же обстановка ждала нас и в двух других дворцах, Строгановском и Мраморном. Работу из-за приезда журналистов не прерывали. Вокруг сновали деловые, в сознании собственной миссии, рабочие, вокруг Владимира Гусева все время сменялись подрядчики. И эта атмосфера настраивала на оптимистический лад: значит, процесс идет. Подкупало и то, что музей не собирается выполнить пятилетку в три года, сдав все к 1 мая. К юбилею планируется закончить определенный объем работ, открыв для посетителей уже известное количество залов. В целом программа развития Русского музея рассчитана до 2008 года, но 2003 год, безусловно, важнейший ее этап. "То, что мы вам показали, будет сделано к 300-летию Петербурга. Все дворцы Русского музея откроются как дворцы-музеи. Работы не закончатся, но самые парадные залы будут открыты для посетителей", - подтвердил Владимир Гусев. Строгановский дворец предстанет также с обновленным фасадом цвета розового жемчуга, позолоченными решетками и гербами Строгановых. Дворец уникален, спор с императорскими дворцами чувствуется во всех нюансах планировки и оформления особняка. Среди интерьеров сохранился подлинный зал эпохи Растрелли (его оформление Зимнего дворца погибло во время пожара, а загородные резиденции - во время войны). В Арабесковой гостиной висели копии картин Рафаэля (как в Рафаэлевой ложе в Эрмитаже). Парадная столовая оформлена по эскизам Воронихина, который в то же время строил Казанский собор. Гранит и мрамор на фасаде Мраморного дворца очистили и восстановили (понятно, что наши климатические условия, мягко говоря, трудны для сохранения камня, который на самом деле бывает довольно хрупок). На башне восстановлены часы, вернули на место вазы, украшавшие фасад. Сейчас основные работы ведутся в покоях великого князя Константина Константиновича. В этих помещениях откроется клуб международного общества "Друзья Русского музея". ЮБИЛЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ И ВЫСТАВКИ "В юбилее есть один неприятный момент - сам юбилей. Много гостей и охраны. Хочется уехать в деревню и все переждать", - пожаловался Владимир Гусев. И тем не менее Русский музей готов нести юбилейную повинность в полном объеме. По приему почетных гостей, проведению официальных приемов, по организации юбилейных программ. Строгановский дворец откроет выставки фарфора и фотографий. Мраморный дворец подготовил выставку совместно с Мариинским театром. Михайловский замок представит детское творчество, а также ренессанс и античность в произведениях русских художников. Сам Русский музей готовит масштабные выставки "Портрет города и горожан" и "Русский Париж" (художники первой и второй волны русской эмиграции). Словом, перечислить все невозможно. Хорошо, что не все выставки сосредоточены во временном промежутке май-июнь, когда глаза будут разбегаться не только у гостей города, но и у самих горожан - что-то отнесено на осень, оставлено на конец года. Интересно и то, что Русский музей собирается показать свои экспозиции в музеях России (конкретно назывались Москва и Нижний Новгород) и за рубежом (в США, Финляндии, Швеции и Италии). Город затянут строительной сеткой, все привыкли к строительному мусору как к элементу городского пейзажа, жить в раскопках, оказывается, можно. Но за закрытыми фасадами все-таки идет работа, и так хочется надеяться, что весной Петербург все-таки воспрянет от затянувшегося строительного кошмара. А отпраздновав день рождения и проводив высоких гостей, не скатится снова к трясине ничегонеделания. Вы верите?
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.