МОЦАРТА ПОХОРОНИЛИ ПО КАРЕЛЬСКОМУ ОБРЯДУ

В петрозаводском медиацентре "Vыход" состоялась презентация необычного проекта - перформанса по мотивам маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери". Моцарт скончался в ночь на 5 декабря 1791 года и погребен на кладбище в Вене. И вот спустя двести с лишним лет великого композитора похоронили еще раз - <br>теперь по карельскому обряду.

Проект "Хороним Моцарта" придумали художник Сергей Терентьев и режиссер Елена Кузина. Началось все с моноспектакля "Моцарт и Сальери", поставленного Еленой вместе с народным артистом Карелии, заслуженным артистом России Николаем Королевым. Замысел был таков: со дня смерти гения прошло много лет, но для виновника его гибели кошмар повторяется снова и снова. Отравитель Сальери медленно сходит с ума, погружаясь в мир теней... Новый проект сделан в ином жанре. Это не традиционная сценическая постановка пьесы. Перформанс - действо, лежащее на стыке современного изобразительного искусства, театра, поэзии, видео и музыки. От первоначальной идеи остался только точный текст трагедии. За поминальным столом собрались зрители - предполагалось, что они примут участие в ритуальной и мифической церемонии. Николай Королев исполнял роль хозяина. На этом поминальном ужине, по мысли авторов проекта, должны были стереться все грани: между Сальери и Моцартом, между актером и публикой. Но что-то не сложилось. Лично мне как-то не хотелось жевать салат в то время, как Сальери мучается, принимая страшное решение. Хотя это, конечно, дело вкуса: возможно, кому-то активный процесс переваривания "материальной" пищи помогает усваивать и пищу духовную. Вепсские народные плачи в исполнении фольклорного ансамбля "Росынька" могли бы, наверное, подчеркнуть напряженный драматизм сюжета, но тоже как-то не улеглись в общую картину. На демонстрируемую по ходу действа видеозапись пути от собора Сан-Михаэль, где отпевали Моцарта, до кладбища в Вене, похоже, вообще никто не обращал внимания - не до того было. Игра Николая Королева понравилась, но чувствовалось, что осваивать пространство, совершенно отличное от сценического, ему было нелегко. Авторы проекта замахнулись на решение серьезной задачи: из всех произведений Пушкина трагедия "Моцарт и Сальери" пережила наибольшее количество литературоведческих и театральных интерпретаций. Риск большой: чего ожидать от перформанса, публика толком не знала, но настроилась на нечто, по меньшей мере, необычное. В результате кое-кто ушел разочарованным: авторов проекта обвинили в обилии "подсказок" и излишней иллюстративности. Мол, это рассчитано на людей, которые не умеют думать. "Вот герой произносит фразу: "Так слушай же, Сальери, мой реквием", и я уже знаю, что за музыка сейчас прозвучит", - сетовала одна знакомая. Ну, понятное дело, "Реквием" Моцарта. А что, интересно, должно было звучать? "Ночные снайперы" или Филипп Киркоров? С гениальной простотой и лаконичностью великого поэта надо обращаться аккуратно. Пройти по тонкой планке, отделяющей оригинальную интерпретацию произведения от безвкусного нагромождения не оправданных художественным замыслом "фишек", довольно трудно. Не утверждаю, что Сергею Терентьеву и Елене Кузиной это вовсе не удалось. Но ощущения целостности, органичности действа все же не возникло. Между тем проект "Хороним Моцарта" уже получил статус международного. Перформанс будет продолжен в Штутгарте и Тюбингене. Все будет точно так же, только стихи Пушкина прозвучат на языке Шиллера и Гете в исполнении актера театра "Берлинер Ансамбль" Патрика О‘Берна. Что ж, первый блин часто выходит комом. Останавливаться Сергей Терентьев со товарищи не собираются: следующим на очереди, возможно, Шостакович. А потом, Бог даст, похоронят еще кого-нибудь из великих...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.