ПРИМАДОННА
Впервые на огромном щите над главным входом в Мариинский театр - портрет звезды Анны Нетребко. Для нее нынче заново представлена "Травиата", и эту честь выдающаяся артистка сполна оправдала.
Я думаю, сейчас в мире не найти лучшей Виолетты. Несколько лет назад в лондонском "Ковент-Гарден" я слушал в "Травиате" румынку Анжелу Георгиу, чья шумная слава началась именно с этого спектакля, с этой роли. Она тоже очень хороша собой, обладает прекрасным голосом и горестную судьбу отвергнутой светом женщины сыграла с неподдельной драматической выразительностью. И все же Аня в своем артистизме стоит на ступеньку выше. И не патриотический азарт, не личная симпатия побуждают меня утверждать так. В каждый миг жизни своей героини она поразительно искренна и проникновенна - дух ее великой предшественницы Галины Ковалевой вселился в нее. Очень немногим своим любимцам судьба дарует такой букет достоинств - редкостную утонченную красоту, гордую стать в сочетании с изысканной простотой манер, дивный голос, соединяющий в себе силу, тембровое богатство с полетностью, идеальную музыкальность, богатый мир страстей, сдерживаемых бескомпромиссным вкусом. Последний взлет короткой жизни Виолетты Валери, познавшей великое счастье любви и великую несправедливость, Нетребко проживает так, что ты от первого и до последнего мига прикован к ней всей душой и по окончании спектакля долго-долго не можешь отойти от испытанного потрясения.
Великолепен дуэт певицы со стоящим за пультом Валерием Гергиевым. Их творческий контакт, когда каждый на расстоянии воспринимает исходящие от партнера тончайшие эмоциональные импульсы, приближается к идеалу. Удивительна происходящая с маэстро и обнаружившаяся уже на прошлой премьере "Евгения Онегина" метаморфоза. Раньше для него по-особому важным было полнокровное, многокрасочное звучание оркестра. Сейчас он открывает бесконечный резерв нюансов тихой звучности, постоянно пригашая оркестр ради того, чтобы в парящих над ним певческих голосах мягко, без напряжения рождалась и вольно неслась тревожащая сердце мелодия. Очень хорош был и ансамбль ведущей солистки со стройно, одухотворенно звучавшим хором (руководимым Андреем Петренко, а также Леонидом Тепляковым и Сергеем Иньковым).
На равных вела Нетребко дуэт с Василием Герелло, исполнителем роли Жоржа Жермона. Молодой, но уже многоопытный артист пел эту партию на престижнейших сценах мира и вновь показал высокий ранг одаренности и мастерства. А вот дуэт Виолетты с Альфредом не до конца заладился: у способного и обаятельного Олега Балашова проблемы с вокалом, и ему пора всерьез заняться им.
Поставить спектакль был приглашен Шарль Рубо, который всем так понравился режиссурой данной под занавес минувшего сезона "Турандот". Его сотрудниками были сценограф Бернар Арну, художник по костюмам (которые получились красивыми и выразительными у главной героини и не очень - у всех остальных) Катя Дюфло, по свету - Владимир Лукасевич. Сценическое решение Рубо в высшей степени традиционно, фантазия на этот раз очень сдержанна. Все, что касается взаимоотношений главной героини с партнерами, - оправданно и достоверно. Массовые же сцены - малоинтересны, а в исполнении их присутствует изрядная порция оперных штампов. К тому же постановщика временами подводит вкус - к примеру, в самом начале, где мимо сосредоточенно бредущей Виолетты (намекая на ее несостоявшееся материнство?) пробегает маленькая девочка, или в самом конце, где ради символического эффекта возносящейся на небеса героини оперы все ее близкие, разом освободившись от сострадания, стремительно покидают умирающую.
Но о просчетах не хочется думать и переживать - слишком много в обновленной "Травиате" удавшегося, подлинного и бесценного.