РЫБА ИЩЕТ, ГДЕ ГЛУБЖЕ, А ЧЕЛОВЕК - ГДЕ ЛУЧШЕ
"Дело Сычева" стало самым скандальным в уходящем футбольном сезоне. 18-летний игрок бросил вызов одной из самых могущественных футбольных "корпораций" - московскому "Спартаку".
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
И все-таки почему? Внешне застенчивый молодой человек никак не напоминает "рвача, летуна, перебежчика", как его окрестили спартаковские боссы. Давая интервью, Дмитрий многократно повторял, что всегда мечтал защищать цвета "народной команды" и покидать самый титулованный российский клуб в ближайшее время не собирается. Да и надетая Сычевым под футболку майка с надписью: "Кто мы? Мясо!" (такую же демонстрировал год назад публике Егор Титов) - говорила об искренних чувствах футболиста. Неужели 18-летний паренек лукавил и уже тогда вынашивал свои коварные планы?
Чтобы отчасти найти и понять логику поступков Дмитрия Сычева и его окружения, попытаемся обратиться к истокам пути футболиста.
ВУНДЕРКИНД ИЗ "НЕФУТБОЛЬНОГО" ГОРОДА
Омск даже с большой натяжкой не отнесешь к футбольным городам. На память приходит лишь имя Олега Имрекова - бывшего полузащитника одесского "Черноморца", недолгое время поигравшего и в "Спартаке". Да и флагман местного футбола - "Иртыш" - львиную долю времени проводил в низших лигах отечественного футбола. Зато хоккей в Омске был всегда популярен. Олимпийский чемпион Виктор Блинов, чемпион мира Юрий Шаталов родом из этого западносибирского города.
Если бы не отец, возможно, и Дмитрий попробовал бы себя в каком-нибудь из зимних видов спорта. Сычев-старший до 40 лет выходил на футбольное поле в качестве игрока, затем работал тренером в детской спортшколе. Естественно, выбор сына был предрешен.
Едва сибирскому вундеркинду исполнилось 16, как судьба подарила ему великолепный шанс подняться на более высокий уровень. Выступая за сборную региона, Сычев попал в поле зрения тренеров знаменитой питерской футбольной школы "Смена". Не берусь судить, но если бы юный форвард связал свою дальнейшую судьбу с городом на Неве, возможно, все у Дмитрия сложилось бы иначе.
Дважды одаренный нападающий мог оказаться в составе "Зенита". Вначале, в 2000 году, закончившего выпускной класс Сычева могли зачислить в фарм-клуб "сине-бело-голубых". Но тогда зенитовские тренеры посчитали, что и своих, местных, перспективных футболистов хватает, поэтому на переговорах с Сычевым и его отцом ни на какие уступки не пошли. Затем была вторая попытка - после того как в январе 2001 года на возрожденном после девятилетнего перерыва Мемориале Гранаткина, играя за юношескую сборную России, Сычев понравился взыскательной питерской публике и получил весьма лестные отзывы специалистов. "Дима сказал, что готов играть в "Зените", но потом пришел папа, потом первый агент, затем второй агент, и я окончательно запутался с кем же вести переговоры", - эти слова принадлежит президенту петербургского клуба и российской премьер-лиги Виталию Леонтьевичу Мутко.
Наверное, с этого момента и начался отчет времени стремительного взлета и столь внезапного падения молодого российского дарования, закончившегося в приемной президента киевского "Динамо" Игоря Суркиса, куда Сычев прибыл просить "политического убежища"
КАК В СКАЗКЕ?
После Мемориала Гранаткина-2001 многие клубы заинтересовались талантливым юниором, а донецкий "Шахтер" пригласил Сычева на просмотр. Всего лишь через год горняки уже жалели, что вовремя не разглядели нем будущую звезду. Говорят, что президент чемпионов Украины Ренат Ахметов даже уволил двух сотрудников селекционной службы, "прошляпивших" Дмитрия.
К слову, благодаря недальновидности донетчан игрок был сохранен для национальной сборной. В противном случае, а на тот момент Сычев не был заигран в официальных матчах, Дмитрий вполне мог примерить "жовто-блакитную" футболку сборной Украины.
Кстати, два года, проведенных в российской глубинке, можно занести в актив Сычева. Здесь совсем еще юный игрок познал, что такое настоящий мужской футбол. Кроме того, наставник тамбовского клуба Владимир Ковылин использовал его не только как чистого форварда, но и ставил его на фланг полузащиты. Такой универсализм, безусловно, пошел Сычеву на пользу.
События, происходившие в жизни Дмитрия в 2002 году, похожи на сказку. Олег Романцев пригласил его сперва в "Спартак", а затем и в сборную России. Отправился бы форвард на чемпионат мира, если бы не совмещение двух постов Олегом Ивановичем? Вопрос спорный. Зато очевидно: только по-настоящему талантливому футболисту под силу блеснуть на мировом форуме в столь нежном возрасте. Лишь три игрока вошли в историю мундиалей, забивая мячи, едва перешагнув порог 18-летия. Это румын Николае Ковач в 1930-м, бразилец Пеле в 1958-м и англичанин Майкл Оуэн в 1998-м!
ГДЕ ЖЕ КОРНИ "РАБОВЛАДЕНИЯ"?
Таким образом, все у Дмитрия Сычева шло великолепно. Во всяком случае, так его взлет выглядел со стороны. Поэтому поступок, совершенный им 16 августа - заявление об уходе из "Спартака", - поразил всех как гром среди ясного неба.
И здесь самое время остановиться на бывшем (теперь в этом уже не сомневается никто) клубе Сычева - московском "Спартаке".
Должно быть, любители футбола помнят, как покидали "народную команду" Илья Цымбаларь и Рамиз Мамедов, Валерий Кечинов и Евгений Бушманов, Андрей Тихонов и Сергей Юран, Вадим Евсеев и Виктор Булатов. Безусловно, список можно и продолжить, но не это главное. Главное - просматривается тенденция неджентльменского расставания с футболистами.
Любимец спартаковской торсиды последнего десятилетия Андрей Тихонов весьма точно выразил суть происходящего: "...Поняв сразу, что вряд ли смогу что-либо выяснить, я лишь подчинился принятому ими (руководителями клуба. - Прим. А. П.) решению". Сразу же всплывает в памяти высказывание главы РФС Вячеслава Ивановича Колоскова: "В "Спартаке" - рабовладельческий строй". Заметьте, бессменный рулевой отечественного футбола всегда отличался взвешенностью высказываний и почем зря никогда не сотрясал воздух словами, за что и получил прозвище Хитрый Лис.
Само собой напрашивается очередной вопрос: "А все ли ладно в спартаковском королевстве?" Быть может, "дело Сычева" - это как раз тот случай, когда низы (футболисты) не могут жить по-старому, а верхи (клубные боссы) не могут управлять по-новому?
Возможно, читателю и покажется, что автор преднамеренно драматизирует ситуацию. Однако вопросы-то принципиальные! Речь уже идет не об отдельно взятом футболисте, а о "системе", процветающей в лучшем (по совокупности результатов) российском клубе, носящем, по иронии судьбы, имя гладиатора, вождя восставших рабов. Впрочем, по мнению руководства "красно-белых", именно они оказались в положении обиженных. А корни "рабовладения", цитата президента "Спартака" Андрея Червиченко, следует искать в самом РФС.
ВОЙНА ПРЕЗИДЕНТОВ
Сразу же после подачи заявления Дмитрием Сычевым на расторжение им в одностороннем порядке контракта с ФК "Спартак" (Москва) СМИ развернули острейшую полемику на тему: кто же третий? Дескать, 18-летний юноша всего лишь "пешка" в играх взрослых. В качестве "королей" и "ферзей" назывались, естественно, отец футболиста Евгений Сычев, различные агенты, "тамбовская" или "подольская" преступные группировки, якобы занимающиеся "крышеванием" семьи Сычевых, заинтересованные в звездочке клубы, в том числе и киевское "Динамо". Что ж, как пел Владимир Высоцкий: "Слухи ширятся, не ведая преград".
Юридический комитет РФС признал право Сычева получить "вольную", хотя и дисквалифицировал его на 4 месяца. Спартаковские руководители на первых порах сотрясали воздух гневными обещаниями дойти до ФИФА, но в последнее время притихли. Недавно вызывавшие споры об их подлинности документы Сычева (экземпляр контракта с пунктом о компенсации в 6 миллионов евро в случае ухода футболиста и оригинал его заявления об увольнении) загадочным образом исчезли из машины юриста ФК "Спартак". Беглый форвард же объявился в стольном граде Киеве и, разумеется, дал повод "красно-белым" объявить украинских динамовцев как раз той третьей силой, замешанной в скандале.
Трудно припомнить на всей территории бывшего Союза более принципиальных соперников, нежели "Спартак" и киевское "Динамо". По определению, переход кого-либо из игроков в стан оппонента вызывал не меньше эмоций, чем смена Луишем Фигу "Барселоны" на "Реал".
Здесь можно вспомнить дисквалификацию спартаковского вратаря Александра Прохорова, пожелавшего в 1976-м перебраться на берега Днепра и даже сыгравшего одну игру в чемпионате СССР, или желание Леонида Буряка проследовать в противоположенном направлении, но тогда в ЦК Компартии Украины нынешний наставник сборной Украины услышал классическое: "Не пущать!"
С тех пор утекло много воды. Непримиримые соперники оказались в разных государствах - отношения на клубном уровне, скажем так, перешли в ранг цивилизованных. Однако появление российского форварда на базе "Динамо" в Конча-Заспе положило начало войны клубных президентов. Выпад Червиченко: "По нашей информации, договоренность Сычева с Киевом существовала изначально", Суркис сразу же парировал: "Обвинять "Динамо" в том, чего не было, по меньшей мере аморально".
Сейчас Сычев находится в родном Омске и с тревогой ожидает, сумеют ли Червиченко и Суркис полюбовно, без вмешательства ФИФА, договориться по главному вопросу - финансовому. Пока же до окончания срока дисквалификации Сычева (4 января 2003 года) точку в его деле ставить рано.