СЕРГЕЙ ШУБ: ПОПРОБУЙТЕ ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ СОЗДАТЬ САМИ, А ПОТОМ ЗЛОСЛОВЬТЕ...
В последние годы театр-фестиваль "Балтийский дом" превратился в котел, где постоянно варится что-то новое: премьеры, фестивали, праздники, гастроли, совместные постановки, международные проекты, мастер-классы, профессиональные форумы... Такой вот театральный рог изобилия. Шеф-поваром этого изобилия, мотором, осуществляющим многочисленные идеи, проекты, затеи, является директор "Балтийского дома", известный всему театральному Петербургу Сергей ШУБ.
- Сегодня под крышей нашего театра живут сразу несколько коллективов: труппа бывшего Театра Ленинского комсомола, театр "Фарсы" Виктора Крамера, группа Анатолия Праудина и наши новые жильцы театр "Потудань" с очень популярным спектаклем "Невский проспект". И все они очень интенсивно работают. Только в декабре у нас появилось четыре премьеры: новая пьеса петербургского драматурга Александра Образцова "Лиззи" в постановке Владимира Тыкке, буквально на днях предстанет перед юными зрителями "Путешествие в страну Петербургию" - это любимая всеми сказка Погорельского "Черная курица", которую режиссер Ирина Лелюх превратила в интерактивную игру, начинающуюся в фойе театра и продолжающуюся на сцене, Анатолий Праудин в пространстве 91-й комнаты воплощает "Бесприданницу" Островского, а Александр Исаков в интерьерах Юсуповского дворца на Мойке покажет спектакль "Распутин" по документам эпохи. Мы в свое время уже сделали два подобных спектакля, посвященных Павлу I и Александру I.
Такая производительность труда задача не из легких, прежде всего потому, что финансируемся мы только на одну труппу. Статус остальных остается неопределенным. В комитете по культуре понимают ненормальность такого положения, но пока оно сохраняется. А мы стараемся как-то выкручиваться и работать. Стремимся сохранить коллективы, живущие под нашей крышей. Иначе они могут либо распасться, либо уехать в далекие края, как это уже было в начале 90-х годов.
Тогда авангардные театры стали уезжать из города. Оказалось, что они никому не нужны. Знаменитый теперь театр "Дерево" во главе с Антоном Адасинским ютился в ту пору у нас под лестницей. Актеры основной труппы взревновали и пожаловались в Союз театральных деятелей. Тогдашний председатель союза Владислав Стржельчик топал ногами и кричал Адасинскому: "Вон отсюда! Кто вы такой? Вы бандит, и вообще вы бритый!" И потихоньку все стали уезжать - "Дерево", "До-театр", Полунин со своими ребятами...
И вот теперь мы хотим целиком или частично вернуть эти театры на родину. Художественный руководитель фестивального центра Марина Беляева придумала проект "Эмигранты". Только что состоялась первая премьера этого проекта. "До-театр" Евгения Козлова показал очень интересную пластическую постановку "С высоты птичьего полета". Думаю, удастся провести в будущем году наш традиционный фестиваль "Солнцеворот" под эгидой "Эмигрантов". Надеюсь, что приедут и театр "Дерево", и театр Полунина.
Работаем и еще над одним проектом. Он называется "Балтийская сцена". Суть его в приглашении на постановки в наш театр известных режиссеров стран Балтии. Начался этот проект с постановки литовцем Вайткусом "Мастера и Маргариты" Булгакова. На этом спектакле всегда полный зал. Следующим будет Калью Комиссаров, руководитель театральной школы в Вильянди, в Эстонии. Он поставит "Сон в летнюю ночь" Шекспира. На одну из главных ролей, роль Осла, приглашен известный шоумен Роман Трахтенберг. Выбор несколько неожиданный, так же как в свое время Александр Лыков, сыгравший Воланда в "Мастере и Маргарите".
- А ваш главный фестиваль - "Балтийский дом"?
- Осенью 2003 года планируем провести не привычный "Балтийский дом", а фестиваль под эгидой Союза театров Европы. В этот союз входят около 20 лучших театров Европы: Королевский Шекспировский, парижский "Одеон", миланский "Пикколо"-театр, "Драматен" из Швеции... Нашу страну там представляют только два театра - московская Школа драматического искусства Анатолия Васильева и петербургский Малый драматический театр под руководством Льва Додина. Уже только перечисление театров, которые собираются приехать к нам на этот фестиваль, говорит о том, что события подобного уровня в России еще не было. Конечно, в связи с этим встает множество трудностей, прежде всего, разумеется, финансовых, но с помощью Министерства культуры и городской администрации надеемся их преодолеть.
В сентябре-октябре проведем европейский фестиваль современного танца. Большой, уникальный фестиваль, такого тоже еще не было у нас. Ведь, в принципе, те, кто исповедует язык современного балета, у нас, как правило, проваливаются. Как мы привыкли к системе Станиславского, так принимаем только "Лебединое озеро". Да, в области классического балета мы впереди планеты всей, но, чтобы в этом убеждаться, надо свое сравнивать с чем-то иным. Вот мы и дадим такую возможность посредством фестиваля современного балета.
А еще проводим фестиваль русских театров СНГ и стран Балтии, а в марте фестиваль моноспектаклей "Монокль", плюс Дни Варшавы в Петербурге, традиционный фестиваль "Окно в Нидерланды"...
Это далеко не полный перечень наших трудов и планов...
- Откуда вы черпаете энергию, чтобы все это осуществлять? Ведь могли бы спокойно обойтись и без такого калейдоскопа событий? Зачем вам это нужно?
- А мне иначе неинтересно жить. Я получаю от этого процесса удовольствие. Последние лет 12 занимаюсь только тем, что люблю. В этом смысле я счастливый человек. И потом есть люди, с которыми работаю. Есть команда, которую я сам собирал, формировал. И несу за нее ответственность. Эти люди работают за очень небольшие деньги. И я их люблю. Ссорюсь с ними, ругаюсь, но люблю. У нас есть, можно сказать, гений менеджмента - административный директор Мария Костина, молодая женщина, 24 года. Или финансовый директор Инна Стерлигова, или Марина Беляева. Я каждой из них горжусь и получаю удовольствие от работы с ними.
- Вам удалось сформировать сильную административную команду, но, похоже, это исключительный случай - театральных менеджеров катастрофически не хватает, хотя учебные заведения вроде бы готовят таких специалистов. В чем тут дело?
- Во-первых, мало опыта. Ведь в советское время директор театра все больше ходил на парткомы или в райком на ковер, подписывал бумаги, а собственно профессиональной работой занимался от случая к случаю. Во-вторых, мы, как говорил Пушкин, по-прежнему ленивы и нелюбопытны. Я был очень огорчен, когда мы привезли из Швеции замечательную команду менеджеров для проведения семинара. Многое из того, о чем они нам поведали, было для меня откровением. Сидел и ловил каждое слово. Мы разрекламировали это мероприятие как могли. Пришли два-три директора. Почему не было интереса? Не знаю. Наверно, для того, чтобы он появился, надо, чтобы в театры перестали течь бюджетные деньги, чтоб изжила себя иждивенческая философия: театральные кассы должны нас продавать. Никто никому ничем не обязан. Правильно сказала профессор Левшина: "Мы все продаем билеты, но никто из нас не работает со зрителем". А это ведь разные вещи. Ах, почему вы продаете Киркорова, а не спектакль "Сон об осени" театра "Балтийский дом"?! Да потому... А меня учила жизнь, фестиваль "Балтийский дом", который создавался из ничего, и, кроме тычков и затрещин, на первых порах я ничего не получал. Я это понял и ни от кого не ждал благодеяний. Спасибо тем, кто хотя бы не мешал. Один чиновник мне так и сказал: "Нам надо говорить спасибо не за то, что помогаем, а за то, что не мешаем". И правильно сказал.
Дягилевых пока не видно, но толковые и деятельные люди понемногу появляются. Вот Виктор Минков в "Приюте комедианта" предложил оригинальную экономическую и творческую модель, Светлана Лаврецова в ТЮЗе создала интересный фестиваль "Радуга", держит труппу, я уважаю Владимира Словохотова, создавшего театр на пустом месте. Тоже можно говорить что угодно, но к нему зрители ходят, артисты деньги зарабатывают, он еще и Малую сцену построил. Попробуйте! Тот же Бояков, осуществивший "Золотую маску", и его полощут почем зря. А вы попробуйте создать национальную премию, а потом злословьте! А что, обо мне много хорошего говорят?! Как бы не так!..