В ФИРМАХ ВСТРЕЧАЮТ ПО... ОДЕЖКЕ
Несмотря на то что кризис 1998 года, казалось бы, давно и благополучно забыт, работодатели не дремлют. Поэтому работнику, желающему получить повышение, интересную должность и хороший оклад, стоит задуматься: а все ли я знаю о том, как устроиться в престижную фирму, о которой мечтаю?<br>Прежде чем воображать себя приезжающим в костюме от Армани на дорогой иномарке в офис с кондиционером в красивом бизнес-центре, стоит всерьез отнестись к такой важной, но необходимой формальности, как прохождение собеседования с будущим работодателем, или интервью. Ведь во время интервью вы предъявляете "товар лицом", и ваш будущий начальник получает о вас первое - и главное - впечатление как о человеке и специалисте.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
Вы наверняка знаете, как правильно составлять профессиональное резюме, как одеться и сделать подходящий макияж, если вы женщина, и как подобрать галстук и носки к костюму, если вы мужчина. Об этом говорят и пишут постоянно, много и подробно.
Но, без опоздания явившись на интервью, нужно быть готовым к деловой и содержательной беседе, которая обычно проводится по заранее разработанному плану. Бывает, что интервью проходит как обычная многочасовая беседа без конкретных вопросов. Но чаще всего это формализированная беседа с профессиональным интервьюером, у которой есть план, специально подготовленные вопросы и правила проведения.
Вам также могут предложить заполнить анкету, которая содержит обычно упорядоченный набор вопросов и форму или варианты ответов.
Впрочем, работодателю тоже нелегко. Ему приходится соблюдать массу правил и помнить о множестве нюансов - как профессиональных, так и психологических. Так, например, профессиональные интервьюеры рассказывают, что их вопросы и поведение во время собеседования не должны создавать дискомфорт, им следует стремиться к непринужденной оживленной беседе, созданию благожелательной атмосферы, налаживанию контакта, не допускать неловких долгих пауз, ухода от темы, пространных ответов, взаимных оскорблений.
Это всегда кажется понятным и логичным, однако всякий раз перед ними оказываются не просто кандидаты на конкретную должность, а живые люди, у которых случаются в жизни и неприятности, и беды или просто плохое настроение (как, впрочем, и у интервьюера), поэтому иногда грань перехода от официальной беседы к невежливым репликам бывает очень зыбкой.
Обычно такие собеседования подразумевают час или два на само интервью и технический тест, а также заполнение анкеты и проверку предоставленных кандидатами рекомендаций. За такое небольшое время работодатель выясняет, насколько хорошо и продуктивно совершенно незнакомый человек сможет работать в новой для него обстановке, по незнакомому проекту. Поэтому основное внимание уделяется практической подготовке кандидата, его опыту работы, а также умению быстро включаться в решение новых и неожиданных задач, его гибкости и быстроте реакции, собранности и вниманию.
Комментарий Олега, специалиста по подбору кадров в одной фирме: "Изучение прошлых достижений наших кандидатов мы проводили путем предварительного изучения их резюме, беседы о технических аспектах проектов, по которым им приходилось работать, и проверкой предоставленных в анкете рекомендаций. Но поскольку в рекомендациях и в резюме иногда предоставляются, скажем так, ложные сведения, мы старались получить как можно больше сведений из беседы с каждым кандидатом.
Нам предстояло составить предварительное впечатление о кандидате. Мы обращали внимание на скорость беседы - слишком медленный темп раздражает людей, пришедших на интервью, а слишком быстрый - нервирует, поэтому большинство приглашенных на интервью обычно волнуются. Мы подумали и об обстановке - она должна располагать к спокойному и откровенному разговору, поскольку в людных шумных помещениях трудно сосредоточиться, а в специально отведенной для интервью комнате человек ведет себя спокойнее и легче сосредотачивается на вопросах и заданиях. Поэтому мы проводили интервью в отдельном кабинете, в обстановке располагающей беседы и максимальной собранности".
В распоряжении человека, пришедшего на собеседование, всего час или чуть больше, и за это время нужно суметь "показать товар лицом" и успеть рассказать о себе все, что интересует работодателя, и получить ответы на свои вопросы о фирме. Здесь важно чувствовать равновесие: не раздумывать над каждым ответом по полчаса, но и не тараторить без умолку. Помогите работодателю! Олег говорит, что иногда ему приходится проявлять просто чудеса профессионализма: "Словоохотливых нужно иногда прерывать и просить остановиться, чтобы вернуть беседу в нужное русло. Неуверенных и медлительных - стимулировать наводящими вопросами, предложениями выбрать один из вариантов ответа, иногда даже рассмешить шуткой или примером, чтобы человек расслабился и почувствовал себя непринужденнее и свободнее. Иными словами, необходимо постоянно держать в руках контроль за ходом интервью.
Чтобы лучше понять собеседника, мы направляем обсуждение от частных сторон его характера и привычек к техническим аспектам работы и наоборот, поскольку и то и другое ему хорошо знакомо".
Имейте в виду, что во время беседы работодатель пристально наблюдает за вашими действиями, позой, манерой держаться, следит за тем, как вы строите фразу, отмечает вашу грамотность и обращает внимание на вашу жестикуляцию и мимику. У многих работодателей существует достаточно четкое представление о том, как должен говорить и вести себя их потенциальный работник. К сожалению, очень часто речь и поведение кандидатов сильно отличаются от этих ожиданий, причем, как отмечает Олег, не в лучшую сторону: "Например, от волнения некоторые начинают держать себя так, словно это они принимают нас на работу, и устало-снисходительно выслушивают или проговаривают за нас ответы, как экзаменатор за нерадивых учеников. Интересно, что так вели себя люди, неопрятно и небрежно одетые. А ведь одежда действительно предопределяет манеру поведения, поэтому кандидаты, пришедшие на интервью в пиджаках, при галстуках и в начищенной обуви, были более корректны и собранны и не позволяли себе развалиться на стуле хотя бы потому, что они по возрасту старше интервьюера!"
Вас могут спросить, что бы они хотели узнать о фирме и о своей работе в ней. И по тому, как вы сформулируете свои вопросы и о чем станете спрашивать, работодатель узнает о ваших ожиданиях, привычках, деловых качествах и, наконец, о том, насколько хорошо вы подготовлены к интервью, насколько заинтересованы в будущей работе.
Во время профессионального собеседования разговор ведется по традиционной схеме: краткий рассказ о жизни и образовании ("родился, учился"); рассказ о вашем опыте работы и о самых значительных достижениях (и неудачах); проблемы, с которыми вам приходилось сталкиваться; причины, по которым вы намерены сменить работу (условия труда, уровень зарплаты, конфликты с начальством, отсутствие возможности профессионального роста), и сроки перехода на новую работу; ваши пожелания по условиям работы (ожидаемый оклад, возможность профессионального роста, режим рабочего дня, бесплатные обеды, курение и т. д.); проверка ваших знаний иностранных языков и навыков работы с компьютером и оргтехникой; коммуникабельность, гибкость, опыт работы в коллективе (большом и маленьком); любая дополнительная информация, которую вы сочтете нужным сообщить о себе.
Конечной целью проведения интервью всегда является составление суждения о том, как кандидат будет работать в условиях фирмы, и оценка, чем и насколько он сможет быть полезен в работе. Анализируя резюме, анкеты, тесты и беседы с кандидатами, на каждого кандидата как бы оформляется "личное дело", в котором лежит его резюме, впечатления от беседы и общий вывод вроде "годен - негоден - взять на заметку".
Возможно, взглянув на себя глазами профессионального интервьюера, вы сможете стать более профессиональным кандидатом. Во всяком случае, это поможет вам, в свою очередь, сделать для себя ценные выводы.
ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ТОГО, КАКИЕ ВЫВОДЫ И ЗАМЕЧАНИЯ
ОБЫЧНО ДЕЛАЕТ ДЛЯ СЕБЯ МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ:
Михаил. Хорошее, качественное резюме на русском и английском языках. Первое впечатление: спокоен (нервничает совсем немного), уверен в себе, вежлив, корректен. Хорошо ведет беседу. Собран. Приятной наружности, улыбчив, хорошее чувство юмора. Поза и жесты - не "закрыт", не "защищается", но немного скован. На прошлой работе испытывал сложности с задержкой зарплаты, "отвратительной организацией производства", постоянной нервотрепкой в команде, "аферистом-начальником", неуверенностью в завтрашнем дне, постоянной "текучкой" в коллективе, "непрофессионализмом руководства" в целом. Информация эта объективна и соответствует действительности (я знаком с этой фирмой) и никоим образом не свидетельствует о склочности характера кандидата. От новой работы ждет уважения со стороны "хорошего начальства", достойных коллег. По зарплате - согласен на $300 на испытательный срок, на $500 как руководитель проекта. Английский - свободное чтение и перевод, особенно технических текстов по профессии. Нет разговорной практики, но проходил интенсивные курсы разговорного языка. При переходе на английский язык хорошо интонирует, реагирует на шутки и без проблем понимает вопросы, адекватен. Мелкие типичные ошибки (волнение, отсутствие практики).
По итогам собеседования оставляет впечатление человека умного, практического, ответственного, собранного, грамотного. По молодости лет, возможно, не хватает уверенности в себе, но это вопрос жизненного опыта.
Виталий. Солиден, продуманно одет (костюм, пальто, кашне). Ведет "разговор двух взрослых людей", слушает снисходительно, с большим внутренним достоинством. Критиковал помещение для интервью и вопросы анкеты. Опыт общения на английском языке - по работе (технический английский) и туристический (повседневное общение). Предпочитает нормальный рабочий режим, к проблеме питания равнодушен. На вопрос о причинах увольнения с последнего места работы ответил, что президент фирмы произвел сокращение более 60 человек единовременно, причем наиболее высокооплачиваемых, в число которых он и попал. Осторожен, общается немного "свысока" (видимо, оттого, что несколько старше), не сразу согласился ответить на некоторые вопросы анкеты, которые счел "молодежными" или по причине недостаточной осведомленности о фирме.
Оставляет впечатление обстоятельного и ответственного работника.
Алексей. Это типичный программист, мгновенно ассоциируется с книгой Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Одет и причесан весьма небрежно, но при этом не выглядит неряшливо. Очень заразительно улыбается (впрочем, это может быть и вариантом "зажима" от волнения). Хорошее чувство юмора, адекватен. При объяснении и описании активно жестикулирует, сопровождает слова показом руками. Легко и с увлечением рассказывает о работе, в такие моменты забывает о том, что волнуется. Профессиональное резюме. Внимательно и ответственно отнесся к заполнению анкеты. Серьезно и обстоятельно отвечал на вопросы, письменные и устные. Знает несколько европейских языков, при проверке знаний - самые достойные впечатления, особенно от испанского, который изучал самостоятельно. Английский язык - школа, чтение литературы, технический английский - по профессии. Переводит с листа. Запинается на лексике, но не на грамматике (незначительные ошибки). Сказывается отсутствие разговорной практики, но база неплохая. Готов пойти на интенсивные курсы. Работал все время учебы в университете. Учеба заняла 8 лет вместо 5, поскольку дважды брал академический отпуск, чтобы "с головой уйти в работу, погрузиться в проект". Работал во многих фирмах, имеет опыт работы в команде. Утверждает, что хорошо обучаем. Натура творческая, самостоятельная, увлекающаяся. Может быть толковым и собранным.