CИММЕТРИЧНЫЙ КИНОГОД
Двойка вначале, двойка - в конце. Это уходящий 2002 год, который все-таки оставил свой след в истории десятой музы. Чем запомнился и чем потряс он наше воображение?
Громким успехом отечественного кино на Венецианском кинофестивале, где "Дом дураков" Кончаловского и "Клоун" Евтеевой завоевали награды. Шумным и справедливым успехом "Кукушки" Александра Рогожкина на кинофестивалях в Москве и Выборге. Мощным явлением миру "Русского ковчега" Александра Сокурова, когда отечественная культура срифмовалась с отечественной историей в неподражаемых и вечных декорациях Эрмитажа. Приятен был и абсолютный триумф другой ленты режиссера - "Тельца" - на вручении призов "Ники". Премьеры отечественных фильмов проходили на удивление часто и притягивали к себе внимание изголодавшейся по отечественному кино публике.
Однако главная премьера года хотя и состоялась в Мариинском театре, но была все же импортного замеса. "К-19: оставляющая вдов" Кэтрин Бигелоу - картина увлекательная и яркая о нашей же истории. Ее гала-представление в Петербурге еще раз доказало ту непреложную истину, что кино в России больше чем просто способ времяпровождения. Даже если мы с жадностью начинаем поглощать многомиллионные голливудвские кинохиты в виде "Властелина колец" и двух серий "Гарри Поттера". Среди самых ярких зрительских впечатлений 2002 года не нашего происхождения - "Восемь женщин" Франсуа Озона и "Проклятый путь" Cэма Мендеса. Среди самых худших и отвратительных - "Люди в черном-2". Начинает беспокоить значительное количество картин, в которых активно используется интернет. В результате вместо реальных историй людей мы получаем новеллы из сферы виртуальной реальности. Личным праздником для автора этих строк стал и выход на экраны двадцатой серии киноприключений непотопляемого агента 007 по имени Джеймс Бонд. "Умри, но не сейчас" - так называется картина. Смерть тем не менее не щадила мир десятой музы в почти ушедшем году.
Увы! Список рвущих сердце потерь уходящего года внушителен, но особо потрясли - кончина Виталия Соломина, нелепая гибель Андрея Ростоцкого и мистическая растворенность в небытии Сергея Бодрова. Жизнь все же продолжалась, и наши мэтры режиссуры вовсю трудились у камеры. Сняли или снимают новые картины: Эльдар Рязанов (изящно отметивший собственное 75-летие), Игорь Масленников, Виталий Мельников, Сергей Соловьев, Петр Тодоровский, Владимир Бортко. Один только Алексей Герман продолжал скандалить вместо того, чтобы заниматься делом. Он зачем-то вышел из членов Союза кинематографистов. Видимо, позавидовав Михалкову. Последний все никак не мог выбрать, что ему снимать - то ли "Утомленные солнцем-2" , то ли "Алхимика" Куэльо.
На этом фоне кинематографической активности как-то особенно заметна удручащая обыденность собственно кинематографической событийности в Петербурге. Все дальше деградирует Фестиваль фестивалей. Исчез из кинокалендаря года кинофестиваль стран Евросоюза. Отчасти эти неудачи компенсируются традиционными неделями кино конкретных стран. Но так или иначе стоит обратить внимание и на то обстоятельство, что система государственного кинопоказа на берегах Невы официально не существует, ибо в структуре комитета по культуре городской администрации в 2002 году был ликвидирован отдел кино. Что позволило многим снять с себя полную ответственность за развитие отрасли. Яркое тому свидетельство - пожар, практически уничтоживший кинотеатр "Cпартак", долгое время радовавший синефилов демонстрацией лучших лент всех времен и народов. Зато эти функции постепенно принял на себя петербургский Дом кино, который в 2002 году стал истинным центром кинематографических наук. К числу радостных событий следует отнести открытие еще одного кинотеатра на Петроградской стороне под названием "Джем-холл". Однако это стропроцентный частный капитал. Государственные кинотеатры по-прежнему влачат жалкое существование, за исключением, пожалуй, только "Авроры", где успешный менеджмент позволяет собирать полные залы.
На фоне этих суетных событий как-то по-особому мощно и непоколебимо явился миру летом столетний юбилей ныне здравствующей Лени Рифеншталь, чей пик творчества пришелся на 1930-е годы. Вот это и есть вечная сила искусства, позволяющая на деле, а не на словах восхищаться теми, кто отдал всего себя искусству десятой музы. К счастью, в 2002 году поводов для радости было куда больше, чем огорчений. Все-таки симметрия - великая вещь!