ИТОГО: ЛИТЕРАТУРА - ОДНА ШТУКА
Подводить итоги - дело слишком ответственное, чтобы им заниматься в круговороте новогодне-мишурных дел. Стол уже накрыт, и вьется дымок из только что откупоренного шампанского, и президент вот-вот что-то скажет... Подведение же итогов, высчитывание результатов, выписывание достижений (нужное подчеркнуть) требует трезвой головы, холодного носа и твердых рук. Ну, куда нам сейчас? Мы лучше сидя за столом, под перемигивание елки и телевизионное бормотание вспомним, как прошел этот год.
Январь 2002-го был суровым испытанием для всех книголюбов: подняли налог на продажу книг, и сразу подпрыгнули цены во всех магазинах. Подходить к прилавкам без слез было невозможно: цифры умножились в полтора-два раза. Но деваться некуда, и мало-помалу, как и любое другое повышение цен, оно примелькалось. Народ все равно покупает книги - кто на ярмарке в Доме культуры им. Крупской, кто в "Снарке", кто в Доме книги, а кто в лавках старых книг. Так постепенно мы и привыкнем, что советские цены на книжном рынке были искусственно устроенной сказкой, и за книгу во всем мире платят дорого и относятся к ней соответственно. Впрочем, до мировых цен нам еще далеко.
Первое, что бросается в глаза, когда оглядываешься на год с высоты 31 декабря, - обилие скандалов. Шумные скандалы волновали общественность целый год, да и потом они наверняка аукнутся еще, такое быстро не забывается. Все началось с антипорнографической кампании, развернутой движением "Идущие вместе" против литератора Владимира Сорокина и его романа "Голубое сало". Юные политиканы, вдруг озаботившиеся судьбами русской литературы, наделили сами себя правом решать, кто "плохой" писатель, а кто "хороший". Такой вот детский, наивный подход. Наивный-то наивный, а взялись именно за Сорокина (хотя полно куда более "откровенных" романов), так как он персона известная и шуму получилось много. А что впустую где-то тихонько бороться! В результате Сорокин получил неплохую рекламу. Его новый роман "Лед" был выдвинут на получение премии "Букер" с формулировкой "чтобы защитить писателя от нападок". Букеровскую премию получил роман из военной жизни "Карагандинские девятины" Олега Павлова, последний из его трилогии "Повести последних дней". (Хотя в шорт-листе остался и более достойный претендент - роман о литературной тусовке "" Сергея Гандлевского, книга, которая оказывается куда глубже своего сюжетного уровня.) Ну а Сорокин достойно завершил этот "идущий вместе с "Букером" сюжет, демонстративно отказавшись от своей премии, полагавшейся ему, как попавшему в шорт-лист.
Параллельно с сорокинским скандалом развивался другой. Начался он с публикации романа Александра Проханова "Господин Гексоген" - сначала в подведомственной автору газете "Завтра", а потом и отдельным изданием в Ad marginem (надо заметить, что "Лед" Сорокина выпустило то же издательство, то есть это политика возглавляющего его Александра Иванова). Роман о всемирной сети КГБ, борющейся за восстановление СССР, о сумасшедших, поклоняющихся Гагарину и Георгию Победоносцу "в одном флаконе"; роман, сочащийся злобой на современную действительность, отражающий историю от всем памятного скандала с "человеком, похожим на генерального прокурора", до взрывов жилых домов в Москве как в кривом зеркале - этот роман был выдвинут на получение премии "Национальный бестселлер" и получил ее. Dixi.
Еще одна премия настигла своего обладателя аж в СИЗО. Речь идет об Эдуарде Лимонове, который сидит там уже второй год, что не мешает ему заниматься изящной словесностью: его "Книга воды", неоднозначно встреченная критикой, была отмечена премией Андрея Белого. В сущности, это готовый сюжет для романа.
Но хватит о скандалах. Поговорим лучше о чем-нибудь более приятном. Например, о годовщинах и юбилеях. В этом году мы вспоминали таких филологов, как Юрий Лотман (80 лет со дня рождения), основатель тартусско-семиотической школы, и Лидию Гинзбург (100 лет), которая была сама по себе целой школой. Десятилетие отпраздновало уважаемое издательство "Вагриус", выпустив два тома "Вагриуспрозы". Пять лет отметил выпуском лучших эссе "Бег по кругу" старейший литературный сайт "Русский журнал". Вера Павлова напечатала в ОГИ сборник стихотворений "Совершеннолетие", отпраздновав свое 18-летие в поэзии.
Заметьте, насколько более кратко написано о приятном, чем о содрогнувших общество скандалах. И так всегда. Скандалы обсуждаются и перетряхиваются бесконечно, а достойному радуешься в сердце своем, читаешь и перечитываешь, но шума оно не вызывает. Наверное, пока так будет продолжаться, издатели и будут идти на скандалы, чтобы добиться продаж.
Чтобы не заканчивать на этой слишком серьезной для новогоднего кануна ноте, поговорим о веселом - например, о детях. Под конец года литературные умельцы решили "прилепиться" к успеху русского Гарри Поттера (вопреки переводу издательства "Росмэн") и выпустили сразу аж две пародии на всемирный бестселлер. Это анонимная "Таня Гроттер", а также "Порри Гаттер и Каменный философ" Андрея Жвалевского и Игоря Мытько. На фоне выхода второй части фильма о юном английском волшебнике с молниеобразным шрамом на лбу книги пользуются популярностью у населения младше 15 лет. Впрочем, если учитывать родителей и старших братьев-сестер, тайком от младших почитывающих о волшебных приключениях, истинное число потребителей "гаррипоттеромагии" возрастет на порядок. Всем хочется волшебства. И не только в новогоднюю ночь, а и в суровые школьно-студенческо-офисные будни.
Мы о многом не вспомнили, но еще вся ночь впереди, и каждый подведет свои итоги - в литературе или где бы то ни было. А утро и следующий год внесут свои коррективы. И так далее.