В КИЖАХ БЕЗ ВАЛЕНОК НЕ ОБОЙТИСЬ
В свое время рассказывал удивительный человек, Вячеслав Агапитов, как он жил в Кижах и уехал на материк лишь тогда, как подросли его дети и им понадобилось ходить в школу. Как он сам говорил, в конце концов, нет ничего особенно страшного и в том, чтобы белье в проруби полоскать, и в том, чтобы печку топить. А вот школа - это серьезно. Ни летом на "Метеоре", впрочем, летом как раз каникулы, ни зимой на вертолете в школу не наездишься. Вот и все - попрощались Славины дети с любимым архипелагом, а сам он поселился в Марциальных Водах. Стал руководить художественным салоном для отдыхающих. А раньше был экскурсоводом. И всегда - поэтом и художником.
О Славе я вспоминала на днях, когда летела в вертолете Ми-8 над белым-белым морозным Онежским озером вместе с туристической группой, а нам рассказывали, что по окончании навигации в Кижи не добраться уже никак. Слегка кривили душой все-таки (что свойственно родному турбизнесу) - в маленьком аэропортике под названием "Пески". В столице Карелии есть и аэропорт "Бесовец", типа междугородный, но там, по-моему, уже ничего не летает. Был даже случай с журналистом, который собрался перед поездкой в Карелию съездить в Мурманск и уж оттуда прилететь, и с удивлением обнаружил, что рейсов таких давно нет... А тут висит расписание рейсов, раз в сутки, и цена отнюдь не наша "туристическая", а рублей сто с чем-то за билет, а возят народ вертолеты "Лесавиаохраны" в дополнение к своим основным функциям. Бывают, конечно, и сбои с рейсами. А люди там по-прежнему в Кижах живут. Несколько деревенек, дворов на пять, а то и на десять. У них есть лошади, а кое у кого аэросани, "Бураны". Кому-то надо заповедник обслуживать и охранять. Кто-то просто живет. А когда-то здесь села были большие, целая волость, причем знаменитая. И историей (восставали кижане против злых сборщиков налогов, отнимавших порой последнее, - первое на севере России крупное крестьянское восстание 1769 года было именно здесь и было нещадно подавлено). И традицией устного творчества, и деревянной архитектурой.
Сначала здесь жили саамы и весь. Сюда съезжались еще на языческие празднества, приплывали издалека (есть название старинной лодки - кижанка). Потом пришли новгородцы. Заонежье стало частью Обонежской пятины Новгородской республики. А сам остров Кижи - торговым, культурным и своего рода информационным центром архипелага. Первые храмы появились в XVI веке. Тогда Кижский погост включал в себя 130 деревень.
Все вроде бы об этом знают. Каждое лето (и даже зимой), как вот мы, сюда приезжают тысячи туристов. А мне теперь все равно за этими прекрасными церквями и построенными на века избами (не все были построены в Кижах, лишь после свезены были) представляется Славина жена, полощущая белье в холодной проруби. Вот в такой люто холодный новогодний день. И еще тот финский летчик, которого послали бомбить архипелаг, - дескать, прячутся там партизаны. И он увидел застывшие в зимней красе храмы и дома - и улетел назад, не тронул. В 2000 году он приезжал в Кижи...
"Хотите, в подсобку к нам зайдите, погрейтесь, - говорят люди в валенках. - А то назад лететь еще через час". Наша группа водит хоровод с непременной в этом году Козой-дерезой и Медведем. С приговорочками карельскими, с заонежским оканьем. И конечно, всевозможные "Ой, мороз-мороз" и "Во поле береза стояла". Возможно, если бы было не так холодно, рассказали бы нам и про здешних сказителей, и об отличиях северной традиции от среднерусской. А так всем холодно, и "Ой мороз-мороз" сойдет. И слава Богу, крепкого карельского бальзама туристам досталось сколько надо, согрелись.
А потом на санях везут к вертолетной площадке. В сани брошены большие мохнатые тулупы. Они-то настоящие, можно сказать, аутентичные. Выходит, все-таки где-то до сих пор шьют эти тулупы. Кто-то сидит в избе и шьет, на фабрике таких тулупов не делают. И в этой избе тепло. Потому что еще в прежние века все было рассчитано, и дрова припасены, и банька топилась, и русская печь... Это большее рукотворное чудо, чем пресловутое "без единого гвоздя". Да, кстати, молоденькая девушка-экскурсовод в валенках и шубке, подтанцовывая от холода ("нет, вообще-то я не замерзла, валенки теплые, только нос и пальцы чуть-чуть мерзнут"), объяснила: "Не в том дело, что древние мастера так уж хотели показать свое совершенство и не пользовались железом. Просто были времена, когда несколько кованых гвоздей можно было купить по цене целой коровы, и поэтому эти гвозди приходилось экономить..."