ЗВЕЗДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
На пресс-конференции, предшествовавшей IV международному зимнему фестивалю "Площадь Искусств", его инициатора и художественного руководителя Юрия Темирканова и директора Кэтлин Чарла с пристрастием вопрошали относительно концепции праздника. Их ответы сводились к тому, что продемонстрировать на стыке предъюбилейного и юбилейного для Петербурга годов на одной из прекраснейших его площадей высшие достижения искусства - это и есть концепция. Журналистов эти ответы разочаровали. Однако сам фестиваль, только что завершившийся, не разочаровал никого!
Он вновь подтвердил ту простую истину, что ничего нет ценнее в искусстве, чем талант. На "Площади Искусств" происходили озаренные артистическим талантом события, о коих меломаны будут вспоминать как о счастливых мгновениях своей жизни.
Когда прославленная в мире и малознакомая петербуржцам польская певица Эва Подлесь произнесла первые вокальные фразы героя оперы Глюка Орфея (исполнявшейся концертно), зал замер, завороженный звучанием голоса таинственного, темного, страстного, словно из самой глубины души изливающегося. Орфей пел о счастье, и сочетание плотного тембра контральто с виртуозной легкостью колоратуры казалось ирреальным. А потом в просветленно-трагедийной арии "Потерял я Эвридику" повествовал о своем горе, и не требовалось убеждать, что легендарный античный рапсод пением мог усмирить зверей и исторгнуть слезы из камня, - это казалось само собой разумеющимся.
Китайского пианиста Ланг Ланга Юрий Темирканов открыл Питеру (так же, как и Нью-Йорку, пригласив его к участию в концерте своего Балтиморского оркестра в "Карнеги-холл") два года назад. Рецензию на его тогдашнее выступление я озаглавил "Чудо по имени Ланг Ланг". Нынче ошеломление от чуда еще сильнее. Откуда у двадцатилетнего юноши это сверхсовершенное мастерство? Откуда в трактовке Концерта Грига такое ощущение скандинавского эпоса, населенного троллями, откуда в вальсе Штрауса-Грюнфельда эта дивная элегантность веселящейся, пляшущей Вены? Откуда в молодом человеке такая гармония жизнерадостного облика и ликующего музицирования, такой заряд всесокрушающего оптимизма?..
Звезды появлялись на фестивальном небосводе едва ли не каждый вечер. Вадим Репин глубоко, мощно играл Первый скрипичный концерт Шостаковича. Евгений Кисин в открывшем фестиваль Втором концерте Брамса и сольной программе из сочинений русских авторов был очень ярок, вновь подтвердив репутацию выдающегося мастера. В памяти, однако, прежде всего останутся его бисы, среди них поражающие воображение своей красочностью рахманиновские транскрипции Скерцо Мендельсона и "Полета шмеля" Римского-Корсакова. С изумительной проникновенностью знаменитая Барбара Хендрикс пела вокальную музыку Берлиоза, Моцарта и американский спиричуэл, а успешно дирижировавший в тот вечер Дмитрий Ситковецкий, взяв скрипку, отлично солировал в сочинении Пярта. Владимир Чернов снова в образцовой вокальной форме: вместе с приехавшей с ним из Нью-Йорка партнершей, звездой "Метрополитена" Мариной Мещеряковой, они продемонстрировали высокий класс исполнения Верди. Норвежский виолончелист Трулс Мерк тоже воодушевил зал стильной, эмоционально наполненной интерпретацией Концерта Дворжака.
Петербуржцев пленило выровненное, одухотворенное звучание Московского академического камерного хора, руководимого их земляком Владимиром Мининым. Впервые прозвучавший целиком хоровой цикл Свиридова на стихи Блока "Песни безвременья", несомненно, войдет в сокровищницу жанра наряду с самыми ценными шедеврами.
Еще об одном вечере следует сказать особо. Специально для фестиваля Филармония заказала Сергею Баневичу концертную оперу. Сюжет ее композитор заимствовал из автобиографической трилогии Толстого "Детство. Отрочество. Юность" и дал ей название "Сцены из жизни Николеньки Иртеньева". Та ностальгия по былой красоте лиц, пейзажа и отношений между людьми, что слышится у Баневича постоянно, и на этот раз обернулась музыкой трогательной, трепетно-нежной, изысканной, где своеобразно преломлена прокофьевская традиция. Разученное и исполненное многочисленным артистическим коллективом под руководством Владислава Чернушенко новое сочинение вызывало такой к себе интерес, что Глинкинский зал Филармонии не смог вместить всех, кто хотел его услышать. А те, кто попал на премьеру, приняли ее восторженно. Положение с новыми операми в стране, в Петербурге нынче критическое, и пример стимулирования творчества, продемонстрированный Филармонией, должен бы стать поучительным для обоих ведущих музыкальных театров города.
Оба симфонических коллектива Филармонии были сильно загружены на фестивале, отчего уровень музицирования не оставался неизменно ровным. В лучшие свои часы оба коллектива, однако, поднимались до настоящих высот. Ну а их руководители, Юрий Темирканов и Александр Дмитриев, конечно же, вошли в число крупнейших фестивальных звезд, возглавив их парад. Темирканову прежде всех спасибо за это славное музыкальное начало исторического года. И хоть тут упомянуты не все из фестивальных событий (были еще и балет Эйфмана, и новогодний дебют дирижера из Казахстана Алана Бурибаева, и вернисаж выставки двойного портрета в Русском музее, и бал Темирканова), ясно, что праздник удался. Меломаны радуются и к тем, кто считает, что юбилей города празднуется слишком пышно, наверное, не присоединятся. Хорошей музыкой не перекормить!