"КРАСИН" ГОРОДУ НЕ НУЖЕН?
Во вторник, 14 января, в северную столицу пожалуют гости из Калининграда - представители Музея Мирового океана во главе с директором этого федерального государственного учреждения, ставшего новым хозяином "Красина". Судьба уникального судна уже через три дня может круто измениться, причем не в лучшую сторону.
По мнению экспертов, как отечественных, так и международных, исключительная значимость "Красина" состоит в том, что он единственный (кроме ботика Петра Первого) сохранившийся в России исторический действующий корабль - первопроходец, спасатель, исследователь и воин. Один из старейших отечественных ледоколов (старше "Красина" только "Ермак") был построен по чертежам адмирала Макарова в 1916 году и до 1927 года носил имя "Святогор". Славных эпизодов в истории "Красина" хватило бы, пожалуй, на несколько кораблей, а участие в спасении экспедиции итальянского полярного исследователя Умберто Нобиле принесло ему мировую известность.
Тогда именно советскому ледоколу, единственному из 16 кораблей шести стран Европы, удалось всего за два дня достичь 82-го градуса северной широты и эвакуировать участников экспедиции. В годы Великой Отечественной войны "Красин" проводил полярные конвои PQ-15 и PQ-16 в арктических морях, и в ходе одного из боев его зенитная авиация уничтожила два самолета противника. До 50-х годов "Красин" оставался самым мощным ледоколом в мире и завершил активную трудовую деятельность лишь в 1972 году. Последнее плавание по портам Европы состоялось в 1990 году, после чего ледокол стал на прикол возле Балтийского завода.
В начале 90-х за "Красин" развернулась самая настоящая война. "Металлоискатели" от бизнеса, прикинув вес судна и рыночную стоимость металла, подсчитали, что за "дедушку" ледокольного флота, естественно в качестве "металлолома", можно выручить миллион долларов. От печальной участи быть разрезанным на лом ледокол спасло постановление правительства РФ, принятое в феврале 1992-го. "Красин" признали памятником истории государственного значения, переименовали в "Государственное предприятие "Памятник истории судостроения ледокол "Красин".
На поддержание любого памятника истории нужны средства. Особенно действующему кораблю, которым этот музей и является, в отличие от, скажем, крейсера "Аврора", намертво прикованного к вечной стоянке. (В 1998-м корабль был освидетельствован в Российском морском регистре.) Однако оказалось, что уникальный музей-корабль для города в тягость.
Питерский комитет по культуре потерял к нему всякий интерес, особенно после того, как губернатор города заявил, что судну "...необходим штурман по прокладке курса на просторах экономического океана, где много подводных рифов. А это уже дело отнюдь не комитета по культуре, а совсем иных ответственных структур". Покойный капитан ледокола Лев Юльевич Бурак обращался с просьбой о помощи во все инстанции, вплоть до Министерства культуры России. По словам директора ледокола-музея Светланы Заборовской, на благополучное существование "Красина" необходимо 2 миллиона 800 тысяч рублей в год. Сумма для городского бюджета мизерная (что-то около 0,09 процента), но изыскать ее оказалось крайне сложно.
Недавно по инициативе городских властей состоялась проверка финансовой деятельности предприятия. Проверка не выявила никаких нарушений, тем не менее и КУГИ, и комитет по культуре отказались принять участие в дальнейшей судьбе корабля. В конце концов деньги на содержание "Красина" на 2003 год нашли, но и после решения самого больного для ледокола-музея вопроса его не оставили в покое. В декабре на "Красин" пришло уведомление о закреплении судна за федеральным государственным учреждением "Музей Мирового океана", находящимся... в Калининграде. Что последует за этим неожиданным уведомлением, выяснится сразу же после приезда представителей музея.
По словам капитана "Красина" Вильгельма Горбачева, есть три варианта дальнейшего развития событий: судно может быть переведено в Калининград, оставлено в Питере, но в качестве несамоходного (бездействующего) экспоната, наконец, будет существовать в нынешнем виде. Однако будущее "Красина" многим видится в более мрачном свете. Так, по мнению капитана первого ранга в отставке, представителя организации "Общество ветеранов полярных конвоев" Юрия Александрова, возможный перевод ледокола-музея в Калининград - первый шаг к его продаже.
Сбудется ли сей печальный прогноз, выяснится в самом ближайшем времени. Пока же экипаж "Красина", равно как и все петербуржцы, надеется на лучшее.