"МАНЕЖ" ПОДВОДИТ ИТОГИ: ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ

Январь - время подводить итоги, подбивать баланс, делать далеко и не очень идущие выводы, то есть, гадая на прошлом, выпрашивать авансы у будущего. "Манеж", как всегда, посвящает этот месяц итоговой выставке "Петербург", которая значится под кодовым номером 2002. Кроме того, и сам "Манеж" подводит итог собственной работе: в этом году ежегодным выставкам исполнилось десять лет.

Поскольку с момента окончания года еще не прошло и месяца, выставка представляет собой более-менее хаотичную художественную массу. Этот хаос еще неупорядочен, его не осмыслили, не разложили по полочкам искусствоведы, не растащили по альбомам издатели, не запрятали по закромам музеи. Все это впереди. Пока есть только номер и каталог, кодифицирующий год как прошедший. Условия для всех равны. По одному произведению от петербургского художника. Всего - 500 работ. Но есть и отступления от привычного распорядка. Это тематические экспозиции "Гости Петербурга - художники Австралии", "Юбиляры" и "Портрет старого дома". Замысел отметить и выделить юбиляров - таких, как Арон Зинштейн, Кирилл Гущин, Вячеслав Романов, Геннадий Устюгов и других, - логически вписывается в концепцию выставки. Они участвуют в подведении итогов года и в то же время существуют в ином временном пространстве - своей жизни и своих итогов. А вот приглашение австралийских гостей тематически вряд ли оправдано, хотя общей экспозиции они не мешают, висят себе тихо сбоку в фойе, разнообразят пейзаж. Куда сложнее ситуация с разделом "Портрет старого дома". Дело в том, что это совершенно отдельный проект, осуществленный государственным центром фотографии, петербургским обществом "А - Я" и Балтийской фотошколой. Слушатели этой школы и петербургские фотографы в течение целого года создавали групповой портрет художественных мастерских в районе Шувалово - Озерки - Коломяги. Вместе с владельцами мастерских - живописцами и скульпторами, фотографами и мультипликаторами - им удалось создать удивительно цельный в своем разнообразии портрет дома художника. Фотографии интерьерные и портретные, уделяющие внимание и мелким деталям, и крупным планам, выполненные в самых разных техниках и по-разному оформленные, объединены вместе с объектами творчества самих художников. Множество авторских взглядов, перекрещиваясь, создают единое пространство Старого дома, в котором живет Художник. Дома, где старый хлам одушевляется, попадая в атмосферу искусства, где каждая мелочь гармонично вписана в общий контекст, где все просто так и ничего впустую. Проект "Портрет старого дома" именно благодаря своей завершенности, законченности выбивается из общей концепции выставки "Петербург- 2002". Если смотришь сначала общую экспозицию, то потом просто не хватает сил рассмотреть детально проработанный проект Балтийской фотошколы. А если начинаешь с "Портрета", то внимание просто отказывается воспринимать принципиальную рассеянность, незаконченность итоговой экспозиции. Словом, соседство двух отдельных самоценных выставок под одной крышей и, главное, под одним названием (чего можно было избежать) сбивает с толку. Подвести итоги года художественного представляется задачей из разряда объять необъятное. Но кому-то надо этим заниматься, и хорошо, что "Манеж" взвалил эту ношу на себя, что мы можем ходить, смотреть, спорить - у нас есть эта возможность. Нам ее подарили, несмотря на то, что праздники почти позади, а на горизонте уже замаячали юбилейные будни.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.