ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ: ВСТРЕЧА С НИМ - ГЛАВНЫЙ И РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ В МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУДЬБЕ
На двух первых представлениях недавно обновленного "Евгения Онегина" в Мариинском театре этот благообразный седой человек, сидевший в директорской ложе, прислушивался к звучанию дивной музыки с каким-то особым вниманием и волнением. В первый вечер дирижировал Валерий Гергиев, во второй - его даровитый молодой коллега Туган Сохиев. Когда по окончании спектаклей, пройдя за кулисы, пожилой господин поздравлял каждого маэстро, они, в свою очередь, да и многие другие поздравляли его. Это был Анатолий Аркадьевич Брискин, выдающийся музыкальный педагог, первым обнаруживший дирижерский талант Гергиева и спустя четверть века Сохиева и обучивший их основам сложнейшей профессии.
Анатолий Аркадьевич в 50-е годы дважды окончил Ленинградскую консерваторию, сначала по классу Г. М. Бузе как пианист, затем по классу легендарного И. А. Мусина как дирижер. Илья Александрович не раз говорил мне о Брискине как о любимом и преданнейшем своем ученике, чьи жизненные и художественные принципы удивительным образом совпали с принципами, которые исповедовал он сам. На протяжении более сорока лет творческая деятельность Анатолия Аркадьевича была связана с Республикой Северная Осетия - Алания. В ее столице Владикавказе (тогда Орджоникидзе) он возглавлял Музыкальный театр, где, ярко интерпретируя классику, осуществил также постановку нескольких новых национальных опер. Но главным его призванием оказалась педагогика. В местном училище искусств, которое носит сейчас имя Гергиева, Брискин воспитал сотни отличных профессионалов.
Коллектив этот стал ценнейшей базой подготовки будущих дирижеров. Прежде этой профессии обучали лишь в Консерватории, и только тех, кто получил уже ранее какую-то другую исполнительскую специальность. Брискин поставил смелый педагогический эксперимент, начав обучение дирижеров по особо интенсивной программе уже в среднем специальном учебном заведении. Когда Гергиев, окончив училище, приехал в Ленинград поступать в Консерваторию, из многих одаренных абитуриентов он единственный был принят благодаря той теоретической и практической (в общении с оркестром) подготовке, которую получил у Брискина. По настоянию Анатолия Аркадьевича он поступил к его учителю Мусину, и единство пройденной школы оказалось для него, как впоследствии и для Сохиева, очень полезным.
Нынешний год для учителя и ученика юбилейный. Гергиеву в начале мая исполнится 50, Брискину в эти дни - 80! Не так давно он вернулся в город своей юности Петербург, где трудятся на музыкальной ниве две его дочери.
Здоровья и вдохновения вам, Маэстро, на долгие годы!