МАРИНА ДМИТРЕВСКАЯ: "ВСЯ РОССИЯ - НАШ САД"

10 ЛЕТ НАЗАД ВЫШЕЛ ПЕРВЫЙ НОМЕР "ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ЖУРНАЛА"

Вопрос из репертуара "Блеф-клуба": "Верите ли вы, что в наше время, в нашем городе на протяжении 10 лет мог издаваться толстый, серьезный, действительно независимый журнал, посвященный исключительно театральному искусству?" Нормальный ответ: "Нет, не верим, такого быть не могло. Что-то тут не так". - Не верите, и напрасно - такой журнал есть. Он так и называется - "Петербургский театральный журнал". Матерью-основательницей, главным редактором, директором, а по совместительству администратором, бухгалтером, грузчиком, верстальщицей, уборщицей, корректором и одним из основных авторов журнала была на протяжении всех этих лет и остается поныне маленькая, хрупкая женщина - Марина Дмитревская. Отношение к ней в петербургском театральном мире, как говорится, неоднозначное - количество активных недоброжелателей и страстных поклонников находится на паритетном уровне. Среди первых больше начальственных лиц и обиженных резкими высказываниями, во второй группе преимущественно актеры, режиссеры, директора провинциальных театров, студенты и разный театральный народ по обе стороны рампы. - Какой за эти десять лет самый счастливый и самый тяжелый моменты? - Радостных два. Первый, когда получили нулевой номер. Ну, просто сам факт, что держим в руках настоящий, живой типографский номер, наполнял нас невероятным счастьем. А второй вот теперь, когда нам отремонтировали редакционный подвал по адресу Моховая, 30. - Кто и каким образом? Балтийская строительная компания. Генеральный директор Игорь Александрович Найвальт. Мы никак с ними не были связаны. Один раз виделись на открытии "Бродячей собаки". Поговорили. Потом я позвонила, напомнила. Он спросил: "А что, разве материалы еще не завезли?" Через два дня началось. Когда закончили, я робко пискнула, что можем дать в журнале вашу рекламу. Он усмехнулся - не надо, живите и все. С тех пор уверена, что чудеса случаются... А самый горький момент наступил весной 95 года, когда студийная атмосфера, самозабвенная и радостная, с которой этот журнал начинался, рухнула. Распалась первая редакция: Леня Попов, Лена Феофанова, Марина Корнакова, Марина Заболотняя, и примкнувшая к ним тогда Лиля Шитенбург. Вообще много раз на протяжении этих 10 лет бывало, что следующий номер мог не выйти по вечной финансовой причине. Правда, каждый раз, когда кризис хватал за горло, либо с неба падали три копейки и раздавался голос: "Найди еще 50 и выпусти очередной номер", либо еще как-нибудь, но все равно дело двигалось. А тут, после того как развалилась редакция, я была почти уверена, что журнал погиб, но он снова оброс людьми и последние 5 лет редакция стабильна. Хотя живет по тем же студийно-патриархальным законам. Мы не стали производством. У нас здесь дом, мы все друзья. Мы не можем друг от друга ничего потребовать, можем только попросить. У нас есть папы-мамы, бабушки-дедушки, братья-сестры, а больше всего дети, которые активно участвуют в жизни журнала. Все 10 лет редакция полна студентами. Сначала выросло одно поколение молодых критиков, я их уже перечислила, после них возникла вторая волна: Лена Строгалева, Катя Гороховская, Кристина Матвиенко, Оксана Токранова... Они закончили Театральную академию два года назад, за ними вслед идет третья волна... И, окидывая взглядом напечатанное, можно утверждать, что за 10 лет мы не поступились принципами. - Какими именно, в чем они заключаются? - Во-первых, в том, чтобы сохранять традиции петербургской театрально-критической школы. Для этого наш журнал и был создан. До этого 50 лет подобного журнала не было. Вот мы и поставили задачу этот пробел, разрыв ликвидировать, создав журнал. Кажется, нам это удалось. Более того, кроме сохранения школы, традиций, мы постарались распахнуть два окна - в Россию и Европу. Мы петербургский журнал, поскольку выходим в Петербурге. А в остальном - мы журнал общероссийский. "Вся Россия - наш сад", как сказал классик. Таким способом мы пытаемся сохранить профессию. Ведь за последние годы театральная критика превратилась в журналистику, рекламистику, газетный треп... Когда в природе исчезает какой-то вид, его сохраняют в зоопарке, чтоб потом в благоприятный экологический момент снова выпустить этот вид в естественные условия. Вот мы такой зоопарк - сохраняем принципы театральной критики как профессии. Гордимся тем, что мы независимый журнал. Ни концепционно, ни финансово ни от кого не зависим. Все 10 лет мы на паперти с протянутой рукой. Добываем источники существования уговорами, убеждениями, письмами в разные инстанции. Сейчас стало немного легче, потому что у журнала уже есть репутация. - А какой тираж у журнала с репутацией? - Тираж 2,5 тысячи экземпляров. Из них 1,5 тысячи расходится за пределами Петербурга, в России. Последние пять лет есть такая практика, очень для нас лестная и дорогая - театры заключают с нами договор и покупают журнал для всей труппы. И раз в квартал артисту крупного провинциального театра в грим-уборную приносят журнал в подарок... - А вы уверены, что он прочтет, а не забросит в дальний угол? - Уверена, поскольку есть обратная связь. Мы знаем, что нас читают, цитируют. Получаем почту из каких-то совершенно экзотических мест: Кагалым, хутор Вольный Краснодарского края... - А что, на хуторе есть театр? - Театра нет, но есть человек, выписывающий и читающий "Петербургский театральный журнал". Или вот была в Иркутске, и пришли ко мне люди из города Усолье Сибирское - не знала, что такой город есть на карте, - спрашивают, когда будет следующий номер. Да вот, взгляните, пришло только вчера: "...Приношу извинение, что не выкупил №28. В октябре этого года я сменил место жительство и работу. В городе Тара Омской области открыт Омский государственный Северный драматический театр. Я назначен туда главным режиссером. Прошу выслать журнал по моему новому адресу. Здесь совсем глухая провинция и ваш журнал очень для меня важен...." Так что, как видите, в России нас читают, и даже больше, чем в Петербурге. - А в родном городе, похоже, есть проблемы...? - Репутация журнала, который ценится в России, тут почему-то оказывается несущественной. Два раза за эти 10 лет помог комитет по печати. Областной комитет по культуре тоже, когда появлялась возможность, перечислял небольшие суммы. А комитет по культуре городской администрации нас постоянно игнорировал. Однажды директора российских театров сказали: если у "Петербургского театрального журнала" настанет последний предел, театры разных городов России скинутся и не дадут нам погибнуть...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.