БЕЗЗАЩИТНЫЕ ШЕДЕВРЫ
В конце лета 2002 года я получил весьма туманное сообщение о том, что "где-то, кажется, в Новгороде, вроде в музее, сгорела какая-то, вроде шатровая, деревянная церковь".
Первое, что пришло в голову: Успенская церковь в Витославлицах, что под Великим Новгородом. Не может того быть, сказал я себе и принялся искать повсюду хоть крупицу достоверной информации. Ни в одной газете, ни на одном сайте в интернете я не нашел ни единой строчки на эту тему, не услышал ни одного сообщения ни в теле- ни в радиоэфире. Все знакомые специалисты удивленно и с сомнением пожимали плечами. Звонок в администрацию Витославлиц стал апофеозом мытарств: в ответ на настойчивые расспросы о состоянии Успенской церкви, а заодно и других храмов музея меня объявили коммерческим шпионом и отказались давать информацию. Это был слух, с облегчением сказал я себе тогда.
К великому сожалению, это был не слух. Об этом я узнал 9 января на открытии выставки "Беззащитные шедевры" в выставочном зале "Смольный". Организаторами выступили Фонд поддержки памятников деревянного зодчества, Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева и институт "Открытое общество". Экспозицию предваряет, задавая тон восприятия, большой плакат с душераздирающей фотографией пылающего ансамбля в селе Верхняя Мудьюга Архангельской области. Сама выставка разделена на несколько частей: сразу при входе - радужный цветной раздел "Старейшие памятники деревянной архитектуры", наполненный открыточными фотографиями деревянных храмов от древнейшей Лазаревской церкви Муромского монастыря (XIV век) до Преображенской церкви в Кижах, ознаменовавшей собой апогей расцвета русского плотницкого мастерства. Дальше за небольшим выступом стены - раздел "Утраченные деревянные памятники". Как контрастный душ после первого раздела действуют фотографии развалившихся и рухнувших многоглавых, шатровых, кубоватых и клетских храмов. Особенно когда видишь на центральном стенде изображение Покровской церкви в селе Анхимово под Вытегрой, о которой А. В. Ополовников в 1980 году в книге "Сокровища русского Севера" писал как о существующей, а Я. В. Малков в 1996 году в "Древнерусском деревянном зодчестве" - как о безвозвратно утраченной. Между тем этот храм по формам почти ничем не отличался от Преображенского кижского шедевра, а по количеству главок даже превосходил его. По лицам зрителей я видел, что не только у меня возникло щемящее ощущение собственной вины за гибель памятников древнерусского деревянного зодчества.
Следующий раздел - центральный - "Беззащитные шедевры". То есть то, что мы еще не совсем потеряли, но при нынешних условиях потеряем в самое ближайшее время. Пятиглавая Дмитриевская церковь в Щелейках (Ленобласть) и шатровая церковь Рождества Богородицы в Гимреке (тоже Ленобласть), шатровая Сретено-Михайловская в Красной Ляге под Каргополем и шатровая же Покрово-Власьевская в селе Лядины в Архангельской области... Некогда обо всех этих памятниках писали как о неповторимых шедеврах мирового значения.
Последние два раздела экспозиции - "Русское деревянное зодчество - самобытная часть всемирного наследия" и "Методы сохранения деревянного зодчества" являют собою робкую попытку доказать и показать, что Россия все еще должна и все еще может спасти свое деревянное наследие. Как правильно заметил один из специалистов, спасти от самой себя.
На следующий день в выставочном зале "Смольный" прошел круглый стол по проблемам сохранения деревянного культурного наследия России. Участвовали многие видные архитекторы, реставраторы, ученые-теоретики. Были даже гости из Швеции и Норвегии, весьма скромно показавшие и рассказавшие, почему у них на родине любая избушка считается памятником национальной культуры и зачем та же избушка непременно помещается на каждом плакате и буклете об истории страны. Но единственный вывод, который я сумел для себя сделать 10 января: мы бессильны в борьбе с собственным невежеством и безответственностью. "А давайте напишем письмо правительству", "а давайте разработаем программу поддержки и сохранения", "а давайте научим следующие поколения любить и ценить"... Давайте. Давайте! Давайте!!! А как? Для кого? И оказывается, письма уже написаны, программы и принципы разработаны еще в 1999 году на XII Ассамблее ИКОМОС в Мехико, когда проблема гибели деревянного наследия России едва ли не впервые встала перед российской общественностью в полный рост. Как говорится, а в ответ тишина... Министерство культуры РФ отделалось бюрократическими отговорками, чиновничьи ведомства рангом пониже - туманными обещаниями и посулами. Самая обыкновенная ситуация. И самая обыкновенная российская катастрофа. Ничего особенного.
P. S. Прошлым летом мы потеряли не один, а три памятника деревянного зодчества. Еще сгорели башня Якутского острога в Иркутске и церковь из д. Спас-Вежи, что стояла в Ипатьевском монастыре в Костроме. Все три случая - злонамеренные поджоги.