АВТОБУС ВОВРЕМЯ? БЫТЬ ТАКОГО НЕ МОЖЕТ
...На память о чешской столице у меня хранится бумажный прямоугольничек под названием "йизденка" - разовый билет на проезд в общественном транспорте. Срок действия - полтора часа. Билетик ты можешь купить в метро, в киоске, в автобусе. Бывают билеты на тридцать минут, на три часа, но на полтора - оптимальный. За это время ты можешь сесть в метро, прокомпостировать там "йизденку", на нужной станции выйти, сесть в автобус... Из одного конца города в другой доберешься без проблем. Есть еще скидки для школьников, пенсионеров и т. д.
В социалистические времена в Чехословакии компостеров, отмечающих время проезда, не было, но были кондуктора, которые вручную отмечали время на билетике.
Прага - город, конечно, меньше Петербурга, но населения все-таки больше миллиона. И ни разу там мне не приходилось с тоской рассматривать "йизденку" - мол, заплатила за полтора часа, а из них полчаса ушло на ожидание на остановке. Такого просто по определению не может быть.
Зато с точки зрения нашего городского комитета по транспорту "не может быть, чтобы транспорт ходил регулярно". Вы думаете, шучу? Отнюдь. Именно эту фразу довелось услышать и от комитетского юриста Александра Трубина, и от человека, который там занимается связями с прессой, - Алексея Геращенко. Это когда мне объясняли про трудности нашего города в сравнении с богатой Москвой и богатым Западом. И когда я вспоминала об обычных российских городах, где залетного петербуржца узнают по дикому выражению глаз, когда он торопится на вокзал, куда ехать 15 минут, а он начинает собираться за час, а то вдруг троллейбус не подойдет... "Мы вам не верим", - авторитетно заявляют транспортные чиновники.
УДАРИМ КОНТРОЛЕРАМИ ПО КОНДУКТОРАМ!
Тема общественного транспорта безбрежна и бездонна. Тем более что недавно прогремела новая глобальная инициатива, рассчитанная до 2015 года. "Значится, так". Сначала будет переходный период - до 2005 года. Потом - стабилизационный. А потом еще какой-то. В итоге всеобщее транспортное благоденствие. Транспорт разделят на коммерческий, социальный и некий комплексный. Введут электронные смарт-карты. Отменят кондукторов за нерентабельностью. Вместо них будут опять ходить контролеры и контролировать систему безналичной оплаты проезда. Это что-то непонятное и сложное. Нормальный человек судит по своим обывательским меркам и знает, например, что такое контролер в электричке. Мордоворот, кладущий в свой карман червонец и искренне обижающийся, когда пассажир предъявляет купленный билет: как же, кровные из рук утекли... Видимо, нужно срочно трудоустроить безработных молодых бойцов, расчистить для них место, уволив тысячи скромных тетенек-кондукторш. Но даже и не в этом дело.
...Вот уже сколько времени изо дня в день, едва только на часах протикает девять часов вечера, полдесятого, и мы, граждане, трудящиеся в центре города и живущие кто где, начинаем нервничать. А когда-то до половины первого и в гостях засиживались... "Час икс" даже для ругаемых всеми подряд маршруток - десять-одиннадцать часов вечера. Но в это время они ходят весьма неаккуратно. Водители рассказывают, и их рассказы подтверждаются объективными данными, что график работы весьма сложно согласовывается с властями, считается, что для создания безаварийности движения нужно, чтобы водители не перерабатывали, чтобы была обеспечена сменность... "Я бы и хотел заработать для семьи, для детей, а не велят. По вечерам ездите на общественном". Хорошо сказано, но где он, общественный?
Оказывается, что в нашем городе не существует такого понятия, как прежде: транспорт ходит до часу или до 12 ночи... Комитет по транспорту заключает договор с каждым отдельным предприятием и оговаривает часы работы. Потому что считается, что вечерние перевозки невыгодны и нужно принуждать парки выводить автобусы на линию в это время.
Сразу возникает масса вопросов. Все мы часто слышим жалобы транспортников: в городе свыше 40 льготных категорий, все ездят бесплатно, техника изнашивается, и бывает, что за час выручка составляет от силы червонец... Действительно, я сама часто оказывалась единственным пассажиром, купившим билет. Остальные показывали удостоверения.
Но в огромном городе, где кипит жизнь, где много мобильного молодого народа, куда приезжает куча гостей, по логике вещей именно вечером в автобусах и троллейбусах должны ездить люди, которые платят живыми деньгами. Изменилась структура занятости. Тысячи людей работают не на фабриках с 8 до 17, а в сервисе, в торговле, в мелком бизнесе, рабочий день для многих резко сдвинулся. Почему тогда вечерний транспорт нерентабелен?
Ответ на этот вопрос я, кажется, знаю. Получила его из уст одного из руководителей одного из автопарков (в непринужденной беседе, поэтому не называю фамилии): "Мы получаем недостаточное финансирование на социальные перевозки, поэтому не всегда выполняем объем работ". Когда попыталась выяснить, что такое "социальные перевозки"... Короче, все эти проклинаемые льготники, "висящие непосильным бременем", - это те или иные перечисляемые на определенные счета суммы денег. Ваш или мой билетик теперь уже за шесть рублей - это мелочь, ерунда по сравнению с этими трансфертами. Вокруг них и сыр-бор, из-за этого и повышения тарифов. Гипотетические пенсионеры и инвалиды (к слову, далеко не все из тех, кого "сосчитали", хотя бы раз в неделю едут, допустим, с Гражданки на Невский, ноги больные у людей, здоровье плохое) - это значительная сумма денег в бюджете. И работники прокуратуры и таможни - тоже. Поэтому ежегодно (!) объявляется ОТКРЫТЫЙ конкурс! Выставляется ТРИСТА ЛОТОВ! Выигрывается право на обслуживание маршрутов! За это право борются, сражаются! И при этом такое презрительное словечко - "социальные перевозки"...
И ЖИВУТ ОНИ, ПО-СВОЕМУ НЕСЧАСТНЫЕ...
Это как будто кость кидают - мы, благодетели, разрешаем вам хоть как-нибудь передвигаться по городу. Насколько я понимаю (и между прочим, упомянутый Алексей Геращенко из комитета по транспорту эту точку зрения разделяет), эта тема "социального транспорта" наше родное ноу-хау, аналогов которому нет в мире. Везде есть просто транспорт. С системой скидок. Скидок, подчеркиваю, а не льгот. Потому что, как уже доводилось писать, понятие скидки предполагает понятие услуги клиенту, кем бы он ни был - пенсионером, студентом... А льгота - это нечто вроде милостыни. А милостыня - дело такое: хочу - подам, хочу - отвечу: "Бог подаст". Или скажу, что мне самой трудно жить.
Крутится в голове песенка незабвенного Владимира Семеныча про "по-своему несчастных" - Кощея, Ивана-дурака, Бабы-яги... По-своему несчастны труженики "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса". По-своему несчастны работники "маршруток". И комитет по транспорту по-своему несчастен. И мешаем им всем в общем-то мы, льготники или не льготники. Почему-то хотим ездить по городу. И не только на работу или с работы.
700 миллионов рублей из бюджета выделяется на эти самые социальные перевозки. Это много или мало? Что думает по этому поводу вечерний пассажир, стоящий, предположим, в ожидании автобуса номер 10? "Мы повесили расписание движения" - ну повесили, а "десятка" где? Мало того, что и по расписанию-то она прекращает ходить очень рано для большого города. 5-й и 22-й троллейбусы ходят более или менее регулярно. А 10-й троллейбус или 7-й автобус? "Мы можем устраивать по сигналам одну проверку в день, - пожалились в том же комитете по транспорту. - Штатных единиц не хватает". А ну-ка попробуйте после работы с Невского попасть на Васильевский, если вы сдуру купили проездную карточку и по этому поводу не хотите дополнительно платить за услуги маршрутного такси?
ДЕПУТАТ, КАК ДОЕХАТЬ ДО ВАС?
Хотелось бы понадеяться на новый состав Законодательного собрания. Хотелось бы, да не получается. И вот почему. В разгаре предвыборных баталий приходилось ездить на мероприятия в различных районах города. И спрашиваешь, бывало, даже не у депутата, а у его помощника, как добраться? В ответ - заминка. Рассказывали, на каком светофоре свернуть и какой дорожный знак где висит. А какой номер автобуса или даже "маршрутки" от ближайшей станции метро - никто не мог сказать. Ну не ездят эти люди вместе с нами смертными...
А уже упомянутый в начале этого материала юрист Александр Трубин посоветовал... обращаться в случае плохой работы городских средств передвижения к муниципальному депутату. Муниципальных образований у нас, как известно, 111. А город большой. Люди на своем пути на работу вполне могут пересекать территории 5-10 муниципальных образований. К какому депутату апеллировать? Это в отдельно взятом сельском населенном пункте, где есть один автобус, который возит людей в райцентр, можно справиться с бардаком с помощью депутата-муниципала, который "пробьет" увеличение количества рейсов.
Впрочем, чему удивляться. После того как в связи с недавними морозами городские власти, утратив всякое стеснение, заявили, что в их задачи не входило обеспечение комфортных условий для нас... Так и здесь. Нет у тебя в кармане лишней сотни рублей на "тачку" - не работай по вечерам. И в гости не ходи, и в театр. Сиди дома, телевизор смотри. А мы тем временем закажем проект всеобъемлющей транспортной реформы до 2015 года. Бюджетные миллиарды с успехом истратим. Молчите в тряпочку, социальные пассажиры.
ДОСТОВЕРНО
На реализацию комплекса мероприятий по стабилизации и развитию наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования Санкт-Петербурга до 2015 г. планируется затратить более 15 млрд руб., в том числе за счет городского бюджета - 8,8 млрд руб., за счет собственных средств предприятий "Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс" - 6,3 млрд руб., за счет Экологического фонда Петербурга - 8,3 млн руб. Он, как заявлено, предусматривает создание правовой базы, обеспечивающей эффективное управление наземным пассажирским транспортом, повышение качества транспортного обслуживания населения за счет предоставления социально гарантированного объема услуг, снижение бюджетных расходов на содержание наземного транспорта за счет привлечения частных инвестиций, внедрение системы оплаты проезда, основанной на использовании пластиковых карт, повышение безопасности и экологической чистоты наземного транспорта. Реализация реформы будет проходить в три этапа: "переходного" (2003-2005 гг.), "стабилизационного" (2006-2010 гг.), и "устойчивого развития" (2011-2015 гг.).