НИКОЛАЙ ИВАНОВ: АКТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ - ДЕЛО ВЕСЕЛОЕ

Николаю Иванову сегодня исполняется 60 лет. Он любимый актер многих поколений зрителей, выросших на спектаклях Театра юного зрителя. А его первые поклонницы уже приводят на его спектакли своих внуков. Мы с большим удовольствием присоединяемся к поздравлениям в адрес артиста. И все же эта цифра не имеет к нему ну никакого отношения. - Николай Николаевич, отмечать 60-летие страшно или приятно?

- Больновато, потому что 60 лет - это ого-го! Но я всю жизнь ощущал себя в возрасте поступления в драматическую студию. В этом самочувствии я пребываю и не хочу от него избавляться. Человек должен жить как библейские герои - 300, 800 лет. Корейцы, например, считают, что 60 лет - это первый год новой жизни. И человеку нужно прожить еще столько же с той же продуктивностью. А что касается юбилея, то так получилось, что в профессии я однолюб. 40 лет проработал в ТЮЗе, плюс здесь же еще три года в театральной студии. И поскольку актерская профессия коллективная, то праздник, который будет проходить в мой день рождения, - это не только мой праздник, а всех, с кем я работал, с кем прожил эту жизнь. На своем пути я старался не причинять никому боли, хотя, наверное, случайные грехи были. - И никому не завидовали? Ведь актеры всегда завидуют чьим-то ролям. - Нет, не завидовал. Я был сыт в этом отношении. Еще будучи студентом, я уже имел репертуар. А когда стал артистом театра, ежегодно играл по 4 роли в сезон. - Охота к перемене мест вас не посещала? Разве не интересно, какая жизнь бурлит в других театрах? - Несколько лет назад я начал сотрудничать с другими театрами: играл спектакль "Призраки" в Театре сатиры. И сейчас продолжаю сотрудничать с Экспериментальной сценой Анатолия Праудина в "Балтийском доме". И я открыл интересный факт: во взрослом театре состояние зрительного зала всегда одинаковое независимо от того, мороз на улице, жара или проливной дождь. Зал всегда по всем параметрам одинаковый! Когда я прихожу на спектакль в ТЮЗ, я никогда не знаю, какие будут реакции. Бывает "криминальный" зал, когда играть очень тяжело и все время приходится подавлять его. А бывают залы чрезвычайно интересные, которые заряжают тебя энергетически. Я заметил, что если долго не играю спектакли, то плохо себя чувствую. Когда зритель приходит с желанием в театр, он выплескивает на актера бешеную энергию. Это процесс взаимного обмена и обогащения. - Тогда в ТЮЗе работать интереснее, чем во взрослом театре. - Конечно. Почему я и не мог отсюда уйти. Даже в то время, когда из театра ушла большая группа артистов, я не смог совершить этого шага. Во-первых, у меня здесь был любимый репертуар. А во-вторых, я не могу существовать без этого зрителя. - Какие "любимые" роли вы не могли ставить в ТЮЗе? - Я очень люблю играть Фамусова в "Горе от ума". Люблю спектакль "Маленький принц", где играю роль летчика. Люблю "Эквус", "Сказку об Иване Царевиче, Кащее Бессмертном и царевне Белолике" (по замечательной пьесе Юлия Кима). Я играю Кащея Бессмертного, который ищет честных людей, а его все обманывают. И вот сейчас главная роль в новом спектакле. - А над чем работаете? - Артур Миллер. Пьеса "Вниз с горы Морган". Эта пьеса никогда не игралась на российской сцене. Сложнейшая пьеса. В ней много временных перемещений: воспоминания, сны, возвращения в прошлое. Спектакль про то, как человек решил, что ему все можно. Будучи женатым, он влюбился и вступил в брак еще с одной женщиной. Герой занимается страхованием, поэтому две недели живет в одном городе с одной семьей и две недели со второй семьей в другом городе. И так в течение девяти лет. Но в один момент он попадает в аварию и оказывается в больнице. В спектакле исследуется, почему герой решил, что может себе все позволить. Ставит спектакль Олег Байранкулов. - А для какого зрителя такая тема? - Для юношеского, чтобы люди понимали, что нужно вовремя разбираться в отношениях, иначе это может кончиться личностной трагедией. - Работа с каким режиссером принесла вам наибольшее количество открытий? - С Зиновием Яковлевичем Корогодским. С ним связано мое человеческое становление и освоение профессии. Это была актерская школа длиной в 25 лет. Он был блистательный педагог, замечательный режиссер, хотя я ученик Макарьева. Но в 1962 году, когда умер Брянцев, Зиновий Яковлевич стал главным режиссером ТЮЗа. Театр увядал, потому что в нем не было молодежи. И Корогодский стал занимать в спектаклях учеников студии. После ее окончания я играл у Корогодского из спектакля в спектакль. - Представим, что вы режиссер. На какую роль вы бы назначили артиста Николая Иванова? - У меня никогда не было такого, что я бы мечтал о какой-то роли. У меня нет опыта работы в пьесах Островского. Сейчас мы начинаем работать над пьесой "Бешеные деньги". Никогда в жизни я не играл в большой пьесе Чехова, только в водевилях. А хотел бы. Дважды встречался с Шекспиром: играл Горацио в "Гамлете" и в "Комедии ошибок" - двух Антифолов. Хотелось бы сыграть в "Короле Лире", "Макбете", в какой-нибудь из хроник. - А находите время читать что-нибудь кроме пьес? - Очень люблю Набокова, Платонова. Сейчас волна увлечения детективами, кто-то подсунул мне Маринину. Я прочитал двадцать страниц - и все, больше не могу. Но вообще с чтением тяжко. Летом что-то успеваешь прочитать между заколачиванием гвоздей на своем участке, на 63-м километре, в садоводстве "Актер". А в сезон утром - репетиции, вечером - спектакль. Когда приходишь домой, уже ничего не в состоянии воспринимать. А утром опять в 9 часов вставать. - За столь долгий путь театр вас разочаровывал? - У меня было время, когда я боялся ходить в другие театры. За свою жизнь, работая на радио и на телевидении, я перезнакомился практически со всей актерской братией. И боялся, что после спектакля меня начнут расспрашивать про спектакль, а там какой-то ужас. А сейчас и ходить некогда. Счастье, что я работаю в таком театре, где поколения зрителей меняются. И ты нужен. Какое тут может быть разочарование?! Наоборот - очарование. Мы постоянно встречаемся с ребятами, зрителями. И я вижу, что они что-то находят для себя и выносят из спектакля, иногда даже из не очень удачного. - Такое ощущение, что вы легкий человек и "барьеры" в работе берете легко. - Дело в том, что актерская профессия - она веселая. Артист не должен быть самоедом. Потому что самоеды постепенно становятся людоедами. Когда им перестает хватать себя, они начинают поедать окружающих. Гениальный артист Андрей Алексеевич Попов, актер феноменальной сценической правды, играя Иоанна Грозного в "Смерти Иоанна Грозного", не мог существовать на сцене без шуток. Я убежден, что даже в "Отелло" в сцене удушения Дездемоны нельзя сходить с ума, иначе каждый спектакль нужна будет новая партнерша. С юмором нужно относиться. Это такая профессия.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.