КТО ВОСПИТАЕТ БУРАТИНО?
C детских лет помню уморительную сцену из радиоспектакля, поставленного по любимой книжке "Приключения Буратино" и записанного на пластинку. Деревянный мальчишка попал в руки суровой воспитательницы Мальвины, которая взялась учить его хорошим манерам. Что, естественно, не могло понравиться непоседе. Девочка с голубыми волосами очень строго спрашивает: "Буратино, кто вас воспитывает?!" И слышит незатейливый и искренний ответ: "Когда папа Карло, когда - никто!" А вспомнил я эту сцену, когда увидел на канале ТРК "Петербург" cтранную игру под названием "Люди в темном".
Две стесняющиеся девушки в темных очках, как школьницы, стоя навытяжку, отвечали на вопросы викторины. А задавал их cидящий в кресле известный телеведущий развлекательных программ ТРК "Петербург" Феликс Невелев. Когда-то Феликс был школьным учителем и, наверное, учил детей правилам хорошего тона. Только вот почему-то, став ведущим на телевидении, он забыл о том, что мужчина в присутствии стоящей дамы никоим образом не может сидеть, даже если он смертельно ранен. Понимаю, что подолгу пребывая в эфире, можно просто устать. И, как в песне, объяснить зрителям: "Товарищ, не в силах я вахту стоять".
Увиденную сцену можно было бы счесть случайной, если бы не последовавшее через несколько дней выступление Феликса Невелева в программе "Новое утро". Он, как я полагаю, желая придать живость прямому эфиру, объявляет зрителям: "А сейчас появится Утехина!" Насколько помню, называть даму по фамилии, тем более присутствующую рядом, не позволяли себе даже питерские извозчики. Тем более если эта дама - твой сотрудник и коллега. Впрочем, практически все ведущие программы позволяют себе панибратско-залихватский тон в общении между собой, словно забывая о присутствии камер.
Увы, слишком часто в развлекательном эфире ТВ забота об "оживляже" оборачивается дурновкусием, непрофессионализмом, элементарными фактическими ошибками и безграмотной речью. Впрочем, понятие телегеничности (то есть умения держаться в кадре) не определяет сегодня для руководства городского канала принцип отбора ведущих. Достаточно понаблюдать за тем, как Екатерина Додзина и Татьяна Базанова пытаются вести программу "Информ-ТВ". Неуверенность, оговорки, торопливая речь (будто студентки на экзамене выпаливают ответы преподавателю) - все это и создает устойчивое ощущение того, что милые девушки испуганы самим фактом собственного присутствия на экране.
Мужчины же, наоборот, слишком назидательны и возбуждены. Особенно те, кто взялся за нелегкое дело политического комментария. Один все время мрачно подчеркивает нужное и зачем-то выходит в город, а у другого, что ни день - то трудный. Непробиваемая меланхоличность Петра Годлевского, пожалуй, наиболее подходит для человека, взвалившего на плечи нелегкое бремя выполнения пропагандистских заданий. Его диалоги с губернатором и присутствие в "Инверсии" - едва ли не самая удачная находка телеканала за последние годы, поскольку ведущий не мечет стрелы во врагов Смольного, не заходится в сарказме, а сохраняет (по крайней мере, пытается сохранить) ту дистанцию, которая обязана разделять власть и журналиста. Даже подведомственного власти телеканала.
Поведение ведущего на экране - неотъемлемая часть всей эфирной стилистики. То, что с общей стилистикой городской канал так пока и не определился, - очевидно, но и тенденция очевидна, увы.