ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ НАШЕЛ СЕБЕ ПРИСТАНИЩЕ

В прошлом году Петербургская государственная художественно-промышленная академия (более известная как "Муха") отметила свое 125-летие. С Эрмитажем у академии давняя и прочная связь - в частности, мухинский музей был филиалом Эрмитажа. И Михаил Борисович Пиотровский в честь юбилея пообещал подарить студентам слепки со знаменитого Пергамского алтаря, хранящиеся в запасниках Зимнего дворца. От намерения до воплощения прошло немало времени, но теперь гипсовые слепки заняли достойное место - на галерее главного зала Музея барона Штиглица, под стеклянным куполом.

Пергам - маленькое эллинистическое государство (теперь это территория Турции), однако цари его пытались соперничать с Афинами: собирали библиотеки, скупали произведения греческих мастеров, сами заказывали у них работы. Во II веке до н. э. в честь победы пергамского царя над одним племенем был воздвигнут под открытым небом грандиозный алтарь, посвященный Зевсу. Огромный цоколь был опоясан фризом, длина его была примерно 120 метров, высота - более 2 метров. Мраморные рельефы изображали битву богов с гигантами (гигантомахию). Современники называли алтарь одним из чудес света. Уже в XIX веке турки пригласили немецких специалистов помочь им в строительстве дорог. Немцы обнаружили остатки рельефов, использованные для строительства других сооружений. Собрав по крупицам сохранившееся, они вывезли алтарь в Германию и отреставрировали его. После Второй мировой войны алтарь попал в Эрмитаж, где и хранился. До того как его вместе с другими музейными ценностями вернули обратно в Берлин в 1958 году, специалисты из "Мухи" сняли гипсовые копии с барельефов. Сейчас Пергамский алтарь находится в столице Германии - ему посвящен отдельный музей. Турция, однако, пытается оспаривать принадлежность произведения искусства и требует возвращения его на историческую родину. Но Германия в числе прочих стран и музеев подписала заявление о несогласии возвращать что бы то ни было. Так что на данный момент вряд ли алтарю придется еще раз менять место прописки. Барельефы высотой больше человеческого роста прекрасно вписались в географию зала, где все огромно: пролет лестницы, пучки колонн, пролеты арок, небо, заглядывающее в купол. Неполные, разбитые, они дышат подлинностью древности - несмотря на то, что это слепки. Разметавшиеся складки одежд, прямые профили, гневные изгибы бровей, переплетения ремешков на сандалиях, вздувшиеся мышцы, повороты тел и общая соразмерность этой кипящей в вечности битвы не может не поразить зрителя.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.