ФАБРИКА КАДРОВ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Заранее приношу извинения, но буквально в каждом предложении мне придется повторять: первый в России, уникальный и не имеющий аналогов в нашей стране. Избежать этих повторов не удалось бы и вам, если бы вы решили рассказать о факультете менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, которому сегодня исполняется 10 лет. <br>Приказ о его открытии был подписан 25 января 1993 года. Так появился первый в России факультет менеджмента в рамках государственного вуза. Причем с самого начала идея реализовывалась как серьезный международный проект, где партнером СПбГУ стала Школа бизнеса им. У. А. Хааса Калифорнийского университета (г. Беркли). Сегодня репутация факультета менеджмента и его заслуги перед бизнесом таковы, что крупнейшие российские и зарубежные компании вкладывают в его развитие миллионы долларов и именно с его деятельностью связывают надежды на возрождение России.

НА УРОВНЕ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ Несмотря на то, что уже с конца 80-х спрос на специалистов в этой сфере был огромным, получить какие-то основы знаний удавалось лишь на частных краткосрочных курсах. Опыта преподавания менеджмента в отечественных вузах не было, а в академических кругах шли споры, стоит ли в классических университетах открывать столь прикладные факультеты. Согласитесь, теперь эти сомнения десятилетней давности вызывают удивление. Тогда, в 93-м, в Университете решили создать факультет, отвечающий всем требованиям европейских стандартов. Поэтому все преподаватели прошли научные стажировки или обучение в ведущих университетах и школах бизнеса США, Швеции, Канады, Германии, Швейцарии и других стран. Не менее важным был и практический опыт доцентов и профессоров: лекции студентам читают специалисты, к которым за консультациями обращаются солидные российские и западные компании и банки. Декан факультета Валерий Катькало признается, что принимать на факультет старались людей, стиль работы которых соответствует модели западной бизнес-школы. Действительно, здесь действуют стандарты, непривычные для российских государственных вузов. Например, преподаватели все время подвергаются внешней оценке. Студенты в анкетах пишут свое мнение о каждом учебном курсе и о каждом преподавателе. Кстати, заработная плата сотрудников напрямую зависит от результатов анкетирования. "Мы инвестируем заработанные средства в людей, - комментирует Валерий Катькало. - Платим высокие гонорары авторам учебников и методических пособий, даем гранты преподавателям на разработку новых программ. Те, кто понимает, что им не выдержать конкуренции, уходят". На факультете удалось сформировать команду профессионалов, которой мог бы позавидовать любой вуз. Здесь читается целый ряд курсов, которых нет больше нигде в Петербурге: история бизнеса, сетевой маркетинг, управление торговыми марками. Да и специализации "Маркетинг" и "Управление персоналом" сегодня предлагают немногие высшие учебные заведения: очень непросто собрать штат узких специалистов в этих областях. Еще один элемент западной системы образования появится летом этого года: все экзамены будут проходить в письменной форме. Таков стандарт в европейских и американских университетах. Кстати, отношение к студентам на факультете менеджмента СПбГУ не просто строгое, а очень строгое. Об этом даже на других факультетах рассказывают. Объяснения декана на этот счет звучат нетрадиционно для наших вузов, но весьма убедительно: - На первом месте для нас интересы не студентов, а работодателей. Наших партнеров устраивает уровень подготовки молодых специалистов, и они просят не ослаблять требований к их будущим сотрудникам. СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОИ ПАРТНЕРЫ, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ Начинался факультет менеджмента СПбГУ с 33 студентов и 6 преподавателей. Сейчас здесь учатся 1300 человек и работают 60 штатных преподавателей. "Динамика роста для отечественной высшей школы - беспрецедентная", - подчеркивает декан факультета. Сегодня здесь реализуются все возможные дипломные программы: подготовка специалистов, бакалавров и магистров, действует аспирантура. Сейчас факультет предлагает также программы профессиональной переподготовки, а в 2000 году открылась программа MBA, спрос на которую - весьма серьезное доказательство признания факультета в среде специалистов. Вообще, здесь признают два критерия, по которым следует оценивать работу факультета. Речь идет об академических партнерах за рубежом и о корпоративных партнерах, которые ежегодно принимают на работу выпускников. Из международных проектов, кроме долгосрочной программы сотрудничества со Школой бизнеса в Беркли, следует упомянуть об обмене студентами и преподавателями с факультетом менеджмента Бременского университета (Германия) и сказать о партнерстве с Тринити-колледжем (Ирландия) по включенному обучению студентов колледжа на факультете менеджмента СПбГУ. Отдельного внимания заслуживает проект NEBSEN с ведущими школами бизнеса Северной Европы - Копенгагенской школой бизнеса, Хельсинкской школой экономики и бизнеса, Норвежской школой экономики и бизнеса и Стокгольмской школой экономики. Речь идет о реализации англоязычной магистерской программы "Магистр международного бизнеса". Студенты из разных стран могут целый семестр учиться в одной из школ-партнеров, прослушанные курсы засчитываются им по кредитной системе, принятой в европейских и американских университетах. Второй критерий качества - корпоративные контакты. И здесь снова придется сказать об уникальности: на этот раз - Международного попечительского совета, возглавляет который председатель совета директоров компании Procter&Gamble Джон И. Пеппер. В совете представлены Международный банк Санкт-Петербурга, "Ленэнерго", группа компаний BusinessLink, ОТИС-Санкт-Петербург и другие компании. Именно попечительский совет создал прецедент стратегических инвестиций бизнеса в российское высшее образование: вклад в реконструкцию здания факультета составил 4,5 млн долларов США. Поддержку российской школы менеджмента предприниматели считают делом чести. Стоит ли добавлять, что во всех компаниях, входящих в Международный попечительский совет, работают выпускники факультета менеджмента? Стартовая зарплата и компенсационный пакет молодого специалиста, подготовленного здесь, колеблются от 500 до 1500 долларов. Причем у хорошего студента к окончанию Университета должно быть несколько предложений о работе, наставляют преподаватели первокурсников. А выпускники, занимающие сегодня ключевые позиции в крупнейших компаниях, говорят: "Уникальность (опять это слово!) нашего факультета состоит в том, что здесь человек имеет великолепный шанс понять, что он может повлиять на свое будущее. Надо лишь помнить, что ты можешь достичь любой цели, которую поставишь перед собой". МНЕНИЯ Джордж Сорос (Институт "Открытое общество"): "Факультет менеджмента СПбГУ сыграл значительную роль в изменениях, происходящих в России... Именно высокий профессиональный уровень факультета менеджмента стал причиной его финансовой поддержки из разных источников. Мы относимся с большим уважением к тому, что вы делаете". Джон И. Пеппер, председатель совета директоров компании Procter&Gamble: "Я убежден, что этот факультет и его выпускники будут играть очень важную роль в обеспечении экономического роста России, в котором мы чрезвычайно заинтересованы". Михаил Фридман, председатель совета директоров Альфа-банка: "Студенты факультета менеджмента СПбГУ представляют молодое поколение, за которым будущее российского бизнеса и которому предстоит решить огромную задачу по возрождению России".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.